Остановка транспортного средства сотрудником ДПС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Остановка транспортного средства сотрудником ДПС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.

Кроме того, остановить автомобиль могут сотрудники транспортного надзора и таможни. Однако сделать это они могут только на специальных пунктах контроля.

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.

Противоречия и нормативные коллизии

Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п.

106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.

Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?

Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.

Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.

Читайте также:  Размер штрафа за нарушение охраны труда

Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.

На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

Что такое досмотр автомобиля?

Понятие даётся в КоАП РФ (статья 27.9). Под досмотром автомобиля сотрудников ДПС понимают обследование, совершаемое для поиска предметов, используемых для совершения правонарушения. Одно важное условие – целостность транспорта не должна быть нарушена.

Особенности процедуры регламентируются статьёй 27.9 КоАП РФ, а также нормами административного регламента МВД, утверждённого приказом МВД от 23.08.2017 №664. К главным моментам относят:

  • Процедура может быть реализована только определёнными должностными лицами, прямо указанными в законодательных нормах, они приведены ниже в пункте нашей статьи.
  • Присутствие понятых или осуществление видеозаписи – обязательный атрибут. На это указывает как пункт 1 статьи 27.9 КоАП, так и пункт 203 регламента МВД.
  • Обязательно присутствие владельца, а если процедура досмотра автомобиля необходима немедленно, то реализовать его можно в присутствии лица, в отношении которого составляется протокол, например, если за рулём автомобиля был не собственник, а другое лицо (пункт 3 статьи 27.9 КоАП РФ).
  • Фиксация отдельных элементов досмотра автомобиля проводится в случае необходимости.
  • По результатам процедуры досмотра сотрудником ДПС составляется протокол или вносится ещё одна запись в ранее составленный протокол о задержании (пункт 5 статьи 27.9 КоАП РФ).
  • Протокол должен содержать информацию о реквизитах лица, в отношении которого он составлялся, о данных машины, дате и месте проведения процедуры, о предметах, найденных в результате проведения процедуры (пункт 7 статьи 27.9 КоАП РФ).

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2022-2023 годах для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Поводы для остановки автомобиля

Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.

В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП. Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:

  • пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
  • сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
  • устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
  • устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.
Читайте также:  МИНФИН опубликовал новый ФСБУ "Инвентаризация"

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

Как действовать при встрече со спецтранспортом

Как прописано в ПДД, если водитель встретил машину с включенными маяками, то он обязан перестроиться на соседнюю полосу и освободить дорогу для беспрепятственного движения спецтранспорта. Но, перестраиваться в другой ряд можно только, если это не противоречит другим правилам дорожного движения.

Что делать, если соседняя полоса занята, возможность для перестроения отсутствует? В этом случае движение напролом не допускается, даже для того, чтобы уступить особой машине дорогу. Сейчас все больше нарушений фиксируются видеокамерами, установленными в специально отведенных местах для фиксации нарушений.

Расскажем, как следует действовать при встрече со спецтранспортом, чтобы не нарушить правила дорожного движения:

  • если ваш автомобиль в данный момент стоит, нужно дождаться, чтобы автомобиль с включенными маяками и сигналами проехал, лишь потом самому продолжить движение;
  • в тех случаях, когда ваш автомобиль передвигался, необходимо снизить скорость, приостановиться, и пропустить особый транспорт вперед;
  • при наличии по соседству свободной полосы необходимо перестроиться рядом и уступить дорогу.

Техническое состояние ТС

Статья КоАП Нарушение Наказание
12.5 ч.1 Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 статьи 12.5 КоАП РФ Предупреждение или 500 руб.
12.5 ч.2 Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) 500 руб.
12.5 ч.3 Управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Лишение прав на 6 — 12 месяцев, конфискация ТС
12.5 ч.3.1 Управление ТС, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных ТС 500 руб.
12.5 ч.4 Управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) Лишение прав на — 18 месяцев, конфискация
12.5 ч.4.1 Управление ТС, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид» 5000 руб., конфискация
12.5 ч.5 Использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения Лишение прав на 18 — 24 месяца, конфискация ТС
12.5 ч.6 Управление ТС, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб Лишение прав на 12 — 18 месяцев
12.5 ч.7 Управление ТС, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси 5000 руб.
12.31 ч.2 Выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения На граждан штраф не распространяется
12.31 ч.3 Выпуск на линию ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения На граждан штраф не распространяется
14.43 ч.1 Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 О техническом регулировании» 1000 — 2000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.43 ч.2 Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» 2000 — 4000 руб., конфискация (или без конфискации) (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
14.43 ч.3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 и статье 14.47 О техническом регулировании» 4000 — 5000 руб., конфискация (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости)
Читайте также:  Сколько составляет пенсия по потере кормильца: как рассчитывается и начисляется


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *