Штраф за неоформленного работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неоформленного работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наем работника без оформления трудового договора является преступлением, ответственность за которое несет не только организация, но и должностное лицо, то есть директор. Законодательством Российской Федерации зафиксированы два типа мер ответственности за неоформленного сотрудника — для юридических и физических лиц.

Комментарий к ст. 5.27 КоАП

1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения. Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ.

Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом. Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка). Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.

Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.

Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.

Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей. Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием). Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.

К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения. Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.

К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».

Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б. Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» . Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина. Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом. В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.

———————————

Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.

Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако правоприменительная практика идет по иному пути.

Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права». Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ. Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.

Читайте также:  Уменьшение суммы алиментов на ребенка от первого брака

Первая точка зрения основана на признании трудоправового характера отношений между гражданским служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно, те ученые, которые придерживаются подобного подхода, полагают, что «внутренние», т.е. служебные, отношения в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, разумеется с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законодательством о государственной службе. Как правило, этой позиции придерживаются специалисты в области трудового права .

———————————

Иванов С.А. Трудовое право переходного периода // Государство и право. 1994. N 4; Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. 1997. N 2; Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

Штрафы для ООО и ИП за неоформленного работника в 2022 году

Специально для работодателей, не соблюдающих положения ТК РФ, в КоАП РФ добавлена статья 5.27. В соответствии с данным нормативным актом:

  • Если кто-либо, например, из инженерно-технического персонала допустит к работе лицо, с которым не заключен трудовой договор, гражданина оштрафуют на сумму 3-5 тыс. рублей, должностное лицо — на 10-20 тыс. рублей.
  • Если предприниматель или ООО (в лице своего представителя) уклоняется от заключения соглашения или не соблюдает требования к его оформлению, предлагает подписать не трудовой договор, а гражданско-правовой, должностное лицо накажут на 10-20 тыс. рублей. Штраф за неустроенного работника для ИП составит 5-10 тыс. рублей, для юрлица — 50-100 тыс. рублей.

Стремление работодателя сэкономить на оплате налогов и сборов приводит к тому, что часть сотрудников работает без трудовых договоров. Работник при этом лишается права на оплату больничных листов, иных социальных гарантий.

Работодателя за подобные действия могут оштрафовать в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ на сумму до 100 тыс. рублей. Если Гострудинспекция повторно установит, что работодатель предлагает гражданину поработать неофициально, размер взыскания составит уже до 200 тыс. рублей.

Помимо этого ИП или юридическое лицо могут оштрафовать на 20 или 40% от неуплаченной суммы налогов или сборов в соответствии со ст. 122 НК РФ. В отдельных ситуациях наказание устанавливает суд с учетом статей УК РФ:

  • Если ИП в течение 3-х лет скроет от перечисления в бюджет (это относится и к взносам в ПФР и ФСС) не менее 2,7 млн. рублей, штраф, в том числе за неофициальное трудоустройство работника, составит до 300 тыс. рублей. Альтернатива — колония на срок до 12 месяцев. Основание — ст. 198 УК РФ;
  • Если юридическое лицо неправомерно не перечислит в бюджет свыше 15 млн. рублей, виновных в этом лиц могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей. В колонию можно попасть уже на 24 месяца. Основание — ст. 199 УК РФ.

Что грозит работодателю за неофициальное трудоустройство?

При неофициальном трудоустройстве происходит целый ряд нарушений со стороны работодателя (не предоставляют отпуск, положенное пособие), каждое из которых выступает отдельным правонарушением (статья 4.4. КоАП).

Ответственность за работу без оформления трудового договора делится на:

  1. Административную (ст. 5.27). При уклонении от официального заключения (часть 4). При повторном совершении нарушения (часть 5).

    Работодателя за не заключение трудовых отношений накажут только в пределах срока давности. Срок считают с момента совершения, а не обнаружения нарушения в результате проверки.

    Когда нарушению уже больше года, ответственность работодателя исключена (статья 4.5, пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП).

    Если не подписан трудовой договор с несколькими сотрудниками, штраф организации должен быть выписан за всех сразу, а не по каждому в отдельности (Постановление ВС РФ №20 АД 18-3 от 7 марта 2018).

    Ответственность по статье 5.27 КоАП могут в одно время нести и начальник, как ответственное должностное лицо, и организация, как юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП).

  2. Уголовную (ст. 199.1 УК РФ.). Наступает при неотчислении обязательных налоговых платежей работодателем, если речь идет о крупных размерах ущерба по части 1 (ущерб свыше 1,5 млн рублей и в иных случаях) или особо крупном по части 2 (ущерб больше 45 млн рублей и в других ситуациях).
Нарушение Вид и мера ответственности
Для ИП Для организации
Работодатель не желает оформлять трудовой или гражданско-правовой договор (ч. 4 ст. 5.27 КоАП) Штраф в размере от 50000 до 100000 р.
Повторное совершение вышеуказанного нарушения (ч. 5 ст. 5.27 КоАП). Назначат штраф 30000 до 40000 р. Размер штрафа– от 100000 до 200000 р.
Неоплата обязательных налоговых начислений (сборов) в крупном размере (ч.1 ст. 199.1 УК РФ)
  1. Штраф от 100000 до 300000 р. (или доход за период 1-2 лет).
  2. Работы принудительного характера – на период до двух лет.
  3. Дополнительно могут запретить занимать должность (вести деятельность) до трех лет.
  4. Арест на период до полугода.
  5. Лишат свободы на период до двух лет.
Неоплата обязательных налоговых начислений (сборов) в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)
  1. Оштрафуют на сумму от 200000 до 500000 р. (вариант – доход, получаемый в течение 2-5 лет).
  2. Работы принудительного характера, продолжительностью до 5 лет (плюс дополнительная мера – запрет нахождения на должности, ведения деятельности).
  3. Лишат свободы на срок до 6 лет (плюс дополнительная мера).

Что делать, если работодатель не устраивает официально?

Когда работника согласились принять на работу, однако не желают заключать с ним письменный договор, следует насторожиться. Прежде всего нужно тщательно взвесить свои интересы.

Особо рисковая ситуация – предложение неофициальной работы с испытательным сроком. Вероятней всего, сотрудника не трудоустроят и не заплатят ему.

При отказе в официальном трудоустройстве работник сам делает выбор:

  • оставаться и работать;
  • настоять на оформлении письменного договора;
  • приступить к выполнению рабочих обязанностей, но собирать материалы и информацию для последующего использования в суде, если придется отстаивать свои права и интересы.

Плюсы и минусы для работодателя

Чаще всего именно работодатель выступает инициатором работы без оформления договора. Эта ситуация выгодна, в первую очередь, именно для него.

Рассмотрим достоинства и недостатки незаключенного трудового соглашения для фирмы:

Достоинства Недостатки
Можно сэкономить средства, которые в обычной ситуации работодатель бы перечислял в соцфонды (до 35% от размера зарплаты). Это является существенной суммой экономии. Если работник допустит порчу либо утрату имущества компании, его нельзя привлечь к ответственности, поскольку такого договора между сторонами нет.
Существенно упрощается процедура приема новых работников и их увольнения. Поскольку никакие бумаги не оформляются, то работник начинает выполнять обязанности сразу же. Уволить можно так же, в течение 5 минут. Если о неофициальном оформлении станет известно проверяющим органам, это обернется для компании серьезными штрафами, а для директора в отдельных ситуациях — уголовным наказанием.
В случае необходимости администрация может привлекать сотрудников к работе сверхурочно, в выходные дни, и т. д., причем порой без должной оплаты их труда. В случае отказа есть возможность сразу же уволить такого человека.
Компания может экономить средства, если возникают простои, перебои в деятельности и т. д — администрация может просто их не оплачивать.
Если нет официально трудоустроенных работников, то существенно упрощается ведение кадрового учета, нет необходимости составлять и сдавать специальные формы.
Администрация может не соблюдать установленные законом социальные гарантии — оплачивать больничные, отпуска и т.д.

В каких случаях директору может назначаться уголовное наказание?

Уголовная ответственность накладывается в том случае, когда работодатель не производит обязательные налоговые платежи в бюджет.

Если сумма недоплаты определена как крупная:

  • Штраф в сумме 150000-300000 рублей;
  • Зарплата либо иной заработок за период 1-2 года;
  • Назначение принудительных работ на период до 2 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • Арест на срок до 6 месяцев;
  • Лишение свободы на срок до 2 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В случае, если нарушение осуществлено группой лиц, либо недоплата квалифицирована как особо крупный размер:

  • Штраф в сумме 200000-500000 рублей;
  • Зарплата либо иной заработок за период 1-3 года;
  • Назначение принудительных работ на период до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • Лишение свободы на срок до 6 лет с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Ведение деятельности без лицензии

Из лицензируемых направлений для предпринимателей доступны только автоперевозки пассажиров, фармацевтическая, медицинская, образовательная и частная детективная деятельность. Отсутствие лицензии, если она обязательна, наказывается по статье 14.1 КоАП РФ – на сумму от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Что касается крепкого алкоголя, реализация которого предпринимателями запрещена, то для этого в Административном кодексе есть специальная статья 14.17.1. Согласно этой норме санкции для ИП за продажу алкоголя без лицензии составляют от 100 до 200 тысяч рублей с обязательной конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ИП за продажу алкоголя без лицензии не наказывают только в случае, если он реализует не крепкий алкоголь, а пиво. При этом для продажи пива установлены определённые требования, которые тоже надо соблюдать.

Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ

Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);

г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);

д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);

е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);

ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;

5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

6) главные государственные инспекторы труда;

7) старшие государственные инспекторы труда;

8) государственные инспекторы труда.

Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.

При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).

С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Штрафы для ООО за неоформленного работника

Аналогичные санкции применяют и к юридическому лицу. Привлечь к ответственности могут как саму фирму, так и должностное лицо, которое приняло решение не оформлять трудовые отношения, либо заменить их гражданско-правовым договором.

Читайте также:  Деление отпуска на части и отзыв из него на основании положений ст. 125 ТК РФ

Штрафы для юр. лица выше, чем для предпринимателя.

Например, за допуск к работе без трудового договора ИП заплатит максимум 40 тыс. рублей, а фирма уже 200 тыс. рублей. Кроме того, директора могут лишить права занятия руководящих должностей.

Контролирующие органы могут оштрафовать как субъект хозяйствования, так и его должностные лица.

Санкции в отношении наемных работников ниже, чем для юридического лица. Поэтому можно попытаться доказать, что неоформление работников не является приказом собственника, а сделано наемным руководителем по собственной инициативе.

Конечно, на такие действия необходимо неофициальное согласие самого работника. Иначе это выльется для фирмы в дополнительные расходы на судебные разбирательства.

Помимо административных штрафов, для принявшего решение о нарушении норм законодательства директора может наступить и уголовная ответственность. При особо крупном размере нарушения этому должностному лицу грозит лишение свободы до 6 лет или штраф в размере нескольких его зарплат.

Как избежать наказания за неоформленных работников

Взыскать эти суммы в судебном порядке практически невозможно, так как нет доказательств трудовых отношений. Штраф ИП за неоформленного работника грозит по следующим причинам:

  1. Отсутствие трудового договора ведет к неуплате НДФЛ (налога на доходы физических лиц) в бюджет.
  2. Нет перечислений в Пенсионный фонд, что отражается на размере будущей пенсии человека.
  3. Отсутствие выплат в фонд социального страхования ведет к потере государственных гарантий в виде больничных, декретных и пособия по безработице.
  4. Из заработной платы неоформленного сотрудника не делаются взносы на медицинское страхование, человек может потерять возможность бесплатной помощи в больнице или поликлинике.

Эти причины ведут к ужесточению наказания в 2018 году за незаконное использование рабочей силы.

Штраф за неоформленного сотрудника

Любой предприниматель или юридическое лицо, использующие наемный труд, обязаны позаботиться о правильном и своевременном оформлении своих сотрудников в соответствии с действующим ТК. Использование труда других людей без должного официального оформления является крупным нарушением и даже преступлением, поскольку наносит ущерб правам самого работника, а также государству.

  • Что грозит предпринимателю, решившему не выплачивать полагающиеся налоги и отчисления за своих сотрудников?
  • Какова будет ответственность юридического лица, на чьей фирме работники подписали трудовой договор значительно позже того, как начали свою деятельность?
  • Как может быть выявлено данное нарушение и на основании чего назначается наказание?

Работодатель не оформил работника. Какие последствия для обеих сторон?

Налоговики пообещали с 2021 года взимать полную сумму неуплаченного НДФЛ с «зарплаты в конвертах» не с заработной платы работника, а за счет работодателя.

Таким образом, обиженные работники, которые раньше опасались жаловаться на недобросовестного работодателя из страха, что им придется заплатить весь НДФЛ, теперь будут проявлять активность, обращаясь в суд, органы прокуратуры и трудовые инспекции.

Они могут делать это не только из желания отомстить, но также и в расчете на то, что им удастся восстановить свой трудовой стаж, пополнить пенсионные баллы и при этом еще взыскать с работодателя отпускные и больничные.

Разумеется, что налоговики не оставят в покое недобросовестного работодателя до тех пор пока не взыщут с него все суммы страховых взносов во внебюджетные фонды. Сверх этих сумм будут начислены различные штрафы и пени, размер которых будет зависеть от особенностей конкретной ситуации. А реальные шансы попасть в поле зрения налоговой или трудовой инспекции растут с каждым днем.

Части 4 и 5 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривают систему наложения штрафных санкций на работодателей за уклонение от оформления трудового договора.

Так, если правонарушение было совершено впервые, то

● Виновное должностное лицо заплатит от десяти до двадцати тысяч рублей;

● ИП заплатит от пяти до десяти тысяч рублей;

● Юрлицо заплатит от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Сумма в пределах указанных штрафных санкций будет определяться инспектором, с учетом всех обстоятельств правонарушения.

Если правонарушение совершено повторно, то штрафы возрастут:

● Для ИП – от тридцати до сорока тысяч рублей;

● Для юрлиц – от ста до двухсот тысяч рублей. Кроме этого, для должностных лиц может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

В случаях, когда объем уклонения от уплаты «зарплатных налогов» (НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды) по совокупности трех последних лет достигает крупного или особо крупного размера, работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности одновременно по нескольким статьям УК:

● 199 УК – уклонение от уплаты налогов и страховых взносов;

● 199.1 УК – неисполнение обязанностей налогового агента (речь идет о неуплате НДФЛ с зарплаты работника);

● 199.2 УК – сокрытие денежных средств или имущества организации, с которых должны взиматься налоги и страховые взносы;

● 199.4 УК – уклонение работодателя от уплаты «несчастных взносов» (речь идет о страховании несчастных случаях, производственном травматизме и профилактике профзаболеваний).

● 159 УК — Мошенничество, которое, как правило, всегда идет в комплексе с непосредственно «налоговыми статьями» кодекса.

Обратите внимание, что крупным и особо крупным размерами, в зависимости от конкретного уголовного состава могут являться различные суммы, прямо указанные в примечаниях к соответствующим статьям УК.

Штраф за неоформленного работника для ИП и ООО в 2021 году

На предприятиях любой формы собственности ответственными лицами за трудоустройство и оформление работников является директор и сотрудники отдела кадров.

При наступлении такой ситуации штрафы могут быть наложены непосредственно на директора или инспектора отдела кадров.

Так же предприятие и ответственные лица могут понести, следующие виды ответственности: административную и уголовную.

Виновное лицо Размер штрафа
Должностных лиц От 1000 до 5000 рублей
На юридическое лицо От 50 тыс. до 100 тыс. рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Прямая уголовная ответственность работодателя за не оформление трудового договора не предусмотрена как таковая, однако она может наступить из-за сопряженных с этим правонарушений. Так, ст. 199 УК РФ (неуплата налогов) предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 300 т.р., либо лишение свободы на срок до 2-х лет. За аналогичные деяния совершенные в особо крупном размере штраф будет увеличен до 500 тысяч рублей, а тюремный срок может возрасти до шести лет.

Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *