Таможенное декларирование: сущность, формы, сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенное декларирование: сущность, формы, сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таможенный кодекс Таможенного союза посвятил ст. 65 понятию декларирования таможенной стоимости товаров. Здесь используется понятие «декларант» — лицо, которое декларирует перевозимые через границу товары. Процедуре таможенного декларирования отведена целая глава ТК ТС (глава 27). Физические лица, которые провозят товары через таможенную границу исключительно для личного пользования, не обязаны производить таможенное декларирование товара. Для этих участников таможенных отношений предусмотрен другой порядок следования через границу ТС. И он содержится в гл. 49 Таможенного кодекса, дополнен межправительственными актами.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

  • Проверка соблюдения законности;

  • Реализация действующего законодательства;

  • Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

  • Проведение опроса в устной форме;

  • Документальная проверка;

  • Таможенная проверка;

  • Наблюдение в границах таможенной территории;

  • Получение объяснений;

  • Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

  • Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

  • Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

  • Осмотр складов, помещений, территорий;

  • Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

Читайте также:  Вождение без страховки: получить компенсацию за ДТП

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

  • Свойства товаров, их предназначение. Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

  • Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

  • Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Какие подвохи встречаются

Процедура оформления декларации является довольно сложной. Со стороны государства, безусловно, предпринимаются различные меры, направленные на ее упрощение, однако на 100% исключить вероятность допущения заявителем ошибки не удалось. Прежде всего следует отметить, что чаще всего сложности возникают при преднамеренном совершении правонарушений в ряде государств, также допускают нарушения перевозчик или же представитель Службы. Современная практика позволила выявить самые частые встречающиеся особенности процесса:

  • Неточности при составлении задекларировании или же не прописаны отдельные сведения в стандартном пакете документов. При выявлении такого отсутствия перевозка через границу будет ограничена, после чего груз перемещается на СВХ до момента предоставления требуемой документации.
  • Нарушение нормативно-правовых аспектов. Здесь можно выделить ситуацию, когда не отображается отдельно взятый предмет или целая группа. При намеренной попытке ввоза контрабандной продукции на последнюю накладывается арест, а сам субъект попадает по административную или уголовную ответственность в зависимости от тяжести проступка.
  • Наличие у сотрудников подозрений относительно совершения правонарушения. В таком случае груз размещают на складской территории до выяснения обстоятельств представителями ведомства и разъяснения всей ситуации перевозчиком/доверителем.

Зная особенности и порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств, многие участники ВЭД смогут избежать серьезных ошибок, связанных с финансовыми рисками. Перед въездом в каждую страну следует заранее изучить все требования, порядок и сроки, что позволит доставить груз своевременно и без лишних недочетов. Однако следует учесть, что информация постоянно корректируется и обновляется, а значит декларант должен своевременно править свой план или отработанную ранее схему. А упростить процесс товароучета поможет специальное ПО от компании «Клеверенс». В нашем каталоге вы найдете софт для ведения помарочного учета, маркировки, инвентаризации и других рутинных операций, что облегчит и упростить работу любого предприятия, будь то магазин, склад или производственное учреждение.

Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:

  • 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
  • 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
  • 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
  • 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
  • 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
  • 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
  • 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
  • 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
  • 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
  • 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.

За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.

Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:

  • 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
  • 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
  • 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.

За нарушение порядка таможенного оформления грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, в главе 16 КоАП РФ прописаны виды правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрены штраф, конфискация товара и даже приостановление деятельности:

  • Ст. 16.1 карает юрлиц и граждан за незаконное перемещение через границу (вне таможни, без разрешения и пр.) штрафом в размере от ½ до 3-хкратной стоимости груза.
  • Ст. 16.2 за недекларирование или представление ложных сведений в декларации наказывает нарушителей также штрафом в размере от ½ до двукратной стоимости товара;
  • Ст. 16.3. предусмотрен штраф на юрлиц в сумме 50 тыс. – 300 тыс. рублей за нарушение запрета или ограничения на ввоз определенной продукции.

Товары подлежащие таможенному декларированию

Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины. Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи. Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию. Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.

Читайте также:  Что будет, если не платить за коммунальные услуги

Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:

  • доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
  • попадающие под запреты и ограничения;
  • в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
  • в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
  • пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • ТС для личного пользования;
  • автозапчасти;
  • временно ввезённые ТС;
  • денежные средства, если их сумма превышает 10000 долларов США;

Виды таможенного декларирования

Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.

Виды таможенных деклараций:

  • на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
  • пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
  • транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
  • на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.

Процедуры таможенного декларирования

Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.

Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:

  1. Выпуск для внутреннего потребления.

  2. Экспорт.

  3. Таможенный транзит.

  4. Временный ввоз (допуск).

  5. Временный вывоз.

  6. Переработка на таможенной территории.

  7. Переработка вне таможенной территории.

  8. Переработка для внутреннего потребления.

  9. Таможенный склад.

  10. Свободный склад.

  11. Реэкспорт.

  12. Реимпорт.

  13. Уничтожение.

  14. Отказ в пользу государства.

  15. Специальная таможенная процедура.

  16. Беспошлинная торговля.

  17. Свободная таможенная зона.

В настоящее время действует Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. № 124, который регламентирует заполнение пассажирской таможенной декларации в виде электронного документа.

Представляется, что среди направлений совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в условиях действия ЕАЭС, можно выделить, прежде всего, ряд общих целей и задач. К таким общим задачам можно отнести следующие.

1. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным контролем (путем упрощения таможенных процедур и ускорения таможенных операций).

2. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.

3. Расширение применения таможенными органами Российской Федерации прогрессивных таможенных технологий.

4. Разработка и внедрение автоматизированных информационных технологий таможенного контроля.

5. Совершенствование таможенной инфраструктуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

  • Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.
  • Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.
  • Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

Наибольшее внимание таможенных служб уделяется таким формам, как электронное таможенное декларирование и заявление сведений в письменном виде. Письменная форма включает подачу заявки на оформление груза в произвольном виде, а также непосредственно таможенное декларирование на бланке установленной формы вместе с транспортировочной документацией. Такая форма может быть применима для перемещения товаров личного пользования (при условии, что они не попадают в перечень товаров, следующих транзитом или отправляемых системами межгосударственной почты).

Для заверения электронной таможенной декларации используется специальная цифровая подпись. Проверка декларирования, осуществленного в такой форме, производится специализированной информационной системой не позднее чем через три часа после принятия. При пересечении границы физическими лицами в частном порядке электронное декларирование не применяется.

Товары Таможенного союза — это:

  • Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
  • Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
  • Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Читайте также:  Штрафы за нарушение ПДД в 2023 году: что изменится

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

  • Выпуск для потребления внутри ТС;
  • Отказ в пользу страны;
  • Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

  • Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
  • Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
  • Припасы (гл. 50 ТК ТС).

Декларирование письменное и устное

Задекларировать товары можно в письменной и устной формах. В первом случае гражданин заполняет декларацию в двух экземплярах, отдает работнику таможни. Тот, в свою очередь, заверяет документ печатью и отдает гражданину один экземпляр. Физическое лицо обязано предоставить работнику таможни и сам перевозимый товар.

При устном декларировании человек не заполняет никаких документов, и это означает, что перевозимые вещи не подлежат письменному оформлению. Работник таможни вправе спросить у гражданина о наличии/отсутствии багажа, который подлежит особому контролю. Если такого багажа нет, то применяется конклюдентная форма декларирования, и тогда физическое лицо просто ничего не говорит.

На таможне проводится регистрация провозимых товаров в специально отведенных для этого помещениях — «зеленом» и «красном» коридорах. В первой зоне проверяется багаж, который декларировать не нужно, во второй — товары, подлежащие специальному контролю. В обоих случаях работники таможни имеют право применить устное декларирование. Документ принимается и в электронном виде, и тогда его не нужно предъявлять уполномоченным товарищам.

Сроки и стоимость таможенного оформления физического лица

Срок таможенного оформления товаров физических лиц в таможнях РФ занимает — 1 день!

При этом стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица зависит от месторасположения таможни, сложности процедуры, типа и статуса перемещаемых товаров (например: личные вещи при переездах; товары купленные за границей и т.д.).

Таблица 3. Стоимость услуг таможенного оформления товаров физлица

Средняя стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица доставляемых:
Автомобильным транспортом
(на авто терминалах)
Воздушным транспортом
(в аэропортах)
Морским транспортом
(в морских портах)
Железнодорожным транспортом
(на ж/д станциях)
10000-30000 руб 6000-15000 руб 20000-30000 руб 20000-30000 руб

Какие виды таможенного декларирования товаров различают

Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.

По характеру проводимой процедуры

  • Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).

  • Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.

  • Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.

  • Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.

По видам декларирования и способу оформления декларации

  • Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.

  • Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.

  • Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.

  • Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.

Процедуры таможенного декларирования

Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.

Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:

  1. Выпуск для внутреннего потребления.

  2. Экспорт.

  3. Таможенный транзит.

  4. Временный ввоз (допуск).

  5. Временный вывоз.

  6. Переработка на таможенной территории.

  7. Переработка вне таможенной территории.

  8. Переработка для внутреннего потребления.

  9. Таможенный склад.

  10. Свободный склад.

  11. Реэкспорт.

  12. Реимпорт.

  13. Уничтожение.

  14. Отказ в пользу государства.

  15. Специальная таможенная процедура.

  16. Беспошлинная торговля.

  17. Свободная таможенная зона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *