Методика аудиторской проверки кассовых операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика аудиторской проверки кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.

Аудит операций с денежными средствами: проблематика и задачи

Актуальность использования этого инструмента в управлении предприятием нарастает соразмерно тому, как увеличивается объем денежных средств предприятия, которые используются в ежедневной экономической деятельности. То есть абсолютно понятно, что фирме, у которой десять проводок в месяц, аудит денежных средств не нужен.

Но для экономически активных компаний в какой-то момент становится очевидным факт, что без квалифицированного аудита денежных средств невозможно составить финансовую документацию или мнение об актуальном состоянии бухгалтерской отчетности этого самого предприятия.

Добавим к этому, что объем денежного движения в рамках успешного предприятия постоянно увеличивается, и его практически невозможно контролировать постфактум. Поэтому сегодня сложно представить успешные предприятия с большим количеством денежных средств, которые бы не использовали инструменты аудита денежных средств в управлении финансами систематически. Разовыми проверками едва ли можно решить хоть какие-то сложности, поэтому, как было отмечено в начале данной статьи, только систематические мероприятия денежного аудита, включающие проверки правильности учета денежных средств и их эквивалентов, могут помочь управленческой команде предприятия решить важнейшую задачу в области финансового менеджмента компании.

Состав документации для аудита денежных средств

В ходе аудита денежных средств специалист по контролю обращается к документам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализирует их. Вне зависимости от блока, подверженного аудиторской проверки, аудитор может и должен при необходимости запрашивать и сравнивать все документы, которые целесообразно использовать в рамках своей работы. Последовательный список материалов для работы может выглядеть следующим образом:

  • Кассовая книга;
  • Отчеты кассира;
  • Первичная документация;
  • Чековые книжки;
  • Выписки по счетам с приложением денежных документов;
  • Документы, подтверждающие деятельность фирмы;
  • Журналы регистрации;
  • Учетные регистры по счетам;
  • Баланс;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Управленческая отчетность.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.

Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:

  • составлять кассовые ордера;
  • вести кассовую книгу.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Налоговые инспекторы вправе убедиться, что бизнес ведет учет в соответствии с законом и отражает сведения в полной мере. Для этого они устраивают проверки, причем часто без предупреждения. Лучший способ подготовиться к ним — соблюдать кассовую дисциплину регулярно.

Если налоговики найдут нарушения, бизнес накажут:

  • компании штрафуют на суммы 40-50 тысяч рублей;
  • предпринимателей — на 4-5 тысяч рублей.

Налоговики уполномочены затребовать у бизнеса любые кассовые документы. Предоставить их нужно за один рабочий день, иначе бизнес снова оштрафуют:

  • компании — на 5-10 тысяч рублей;
  • ИП — на 1,5-3 тысячи рублей.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Справка объективка как правильно заполнить

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций

При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:

  • излишки денежных средств в кассе или их недостача;
  • несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
  • выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
  • выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
  • некорректное отображение кассовых операций.

Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:

  • перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
  • при смене лица, ответственного за финансы компании;
  • в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
  • при передаче имущества иному лицу во владение;
  • после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
  • при ликвидации или реорганизации компании.

Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:

  1. Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
  2. В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
  3. Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
  4. Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
  5. Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
  6. В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
  7. В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
  8. Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
  9. Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.

Методика проведения аудита

  • Аудит подотчетных лиц, как правило, проводится «сплошным» методом, то есть проверяются все подряд документы за соответствующий период.
  • В рамках проверки аудитор сверяет сальдо счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с данными, содержащимися в Главной книге, а также кредитовые обороты по данному счету с дебетовыми оборотами счетов учета затрат, материальных запасов, имущества и прибыли.
  • Также проверяются авансовые отчеты с приложенными к ним подтверждающими документами, списки работников, которые имеют право получать деньги, правильность оформления командировок, корректность начисления суточных и другие документы.
  • Материал по теме
    Новый порядок оформления подотчетных сумм. Разъяснения ЦБ РФ
Читайте также:  Больничный при переломе: сколько дней длится

К примеру, если компания выдала сотруднику под отчет 5000 рублей, аудитор будет искать эту сумму на других счетах, отражающих соответствующие расходы и покупки. В идеале все выданные средства должны полностью и корректно отразиться на других счетах или вернуться на счет 71, а оправдательные документы должны прилагаться в полном объеме и в надлежащем виде.

Как происходит аудит учета кассовых операций в 2014 году

По принятому Указанию Банка России от 11.03.2014, который регулирует порядок ведения кассовых операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, теперь для индивидуальных предпринимателей нет обязанности устанавливать лимит остатка наличных денег в своей кассе. Это существенно упрощает жизнь малому бизнесу, и соответственно, облегчает аудит кассы и кассовых операций.

Ранее, за несвоевременную инвентаризацию денежных средств, или при наличии остатка денег свыше лимита, грозил значительный денежный штраф. Теперь же, предпринимателю остается только следить за правильностью отражения сведений по факту проведения хозяйственных операций в своей бухгалтерской отчетной документации. Кроме этого, ИП, которые ведут учет доходов и расходов, могут не оформлять кассовые документы.

Практически все ИП по своим физическим показателям деятельности, освобождены от ведения бухгалтерского учета. Таким образом, происходит так называемое совершенствование аудита кассовых операций у предпринимателя. В соответствии с Указанием Банка, в случае ведения предпринимателем учета доходов, или расходов, а также при других объектах налогообложения, можно теперь не вести кассовую книгу. То есть, она конечно может вестись предпринимателем, но только для себя, требовать ее в обязательном порядке права не имею. Но это «де-юре».

Несмотря на некоторую упрощенность, все же рекомендуется предпринимателю проводить время от времени самостоятельную проверку кассовых операций. В основном этого требуют субъекты малого бизнеса, обороты которых растут, которые имеют несколько счетов, а также заключенные договора о материальной ответственности кассиров, несколько торговых точек или касс. Данные меры призваны помочь и самому предпринимателю разобраться в финансовых вопросах своего бизнеса.

Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.

Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:

  1. Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
  2. Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
  3. Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».

Инвентаризация кассы.

Проверка кассы начинается с проведения инвентаризации, которую осуществляют немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера. Инвентаризации подвергаются наличные денежные средства и документы, бланки строгой отчетности, ценные бумаги. При этом кассир должен предоставить для проверки приходные и расходные документы по операциям последнего дня и последние отчеты о движении денежных средств, а также дать расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денежных средств. Он группирует наличные деньги по соответствующим купюрам и проводит полный полистный их подсчет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов и защищенности программ от несанкционированного доступа.

План аудиторской проверки кассовых операций

План аудиторской проверки является руководством для непосредственного ее проведения.

При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются [1].

План аудита кассовых операций:

Планируемые виды работ

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

На основе плана аудита кассовых операций затем должна быть составлена программа аудита. План аудита позволяет определить характер, период времени и объем запланированных аудитором работ.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур [2].

Этапы аудита кассовых операций

Аудит кассовых операций может проводиться в следующей последовательности:

  1. Определение целей (задач) аудита и подборка нормативных актов, соответствие которым подлежит проверке.
  2. Составление аудиторской программы (программы процедур).
  3. Рассмотрение целесообразности использования результатов внутренней аудиторской проверки, при условии, что она соответствует проверяемому направлению.
  4. Проверка материальной ответственности кассира на предприятии (организации).
  5. Документирование нарушений в ведении учета (нарушение законодательства).
  6. Документальное подтверждение соответствия сведений бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств (учитываются и денежные средства, находящиеся в кассе организации).
  7. Контроль за внесением исправлений в регистры (формы отчетности) аудируемым лицом.
  8. Обязательное информирование руководителя аудируемого лица о выявленных несоответствиях, а также получение разъяснений в письменной форме.

Задача аудитора состоит в определении соответствия проверяемых операций и документов, подлежащих проверке нормам действующего законодательства.

Аудит кассовых операций в 2022 году

Аудит кассовых операций представлен целым рядом процедур. О проведении проверки специальной службой компании оповещают заранее, либо она может проводиться без оповещения. Аудит могут проводить как внешние специалисты, так и внутренние, специально созданные для целей аудита подразделения.

Важно! Если у руководителя организации возникло подозрение, что при работе с наличными допускаются нарушения, он вправе запросить проведения проверки у специальных аудиторских служб. Если в привлечении специалистов со стороны компания не нуждается, то проверку она может провести и своими силами.

Как и любая другая аудиторская проверка, аудит кассовых операций представлен определенными этапами, следующими друг за другом:

Этапы проведения аудита кассовых операций Что в себя включает
Этап 1 «Планирование аудита» На данном этапе определяется стратегия проверки, составляется программа аудита и оцениваются ее объемы
Этап 2 «Сбор и анализ информации» Вся подготовленная информация подвергается анализу, после чего выявляются проблемы, определяются пути для решения этих выявленных проблем
Этап 3: «Заключение аудитора» Аудитором составляется заключение, которое содержит его мнение об итогах проверки

На последнем этапе, аудиторы по полученным результатам первого и второго этапа, оформляют акт — заключение аудитора. В данном документе содержится информация о самом аудиторе, а также мнение его о проведенной проверке.

Список использованной литературы

1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.

2. Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.

3. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр «Маргетинг», 1994 – 78с.

4. Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф. Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ. : Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру и аудитору»).

5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия «Высшее образование»).

6. А.В. Газарян, руководитель департамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудита годовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.

7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *