Для микропредприятий утвержден новый порядок проведения СОУТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для микропредприятий утвержден новый порядок проведения СОУТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

Проблемы, которые решает приказ

Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.

Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»

Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.

Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.

Как провести СОУТ по новому порядку

Для того, чтобы провести СОУТ по новому порядку, нужно пройти несколько шагов.

  1. Определить, относится ли ваше предприятие к категории микропредприятий.
  2. Соотнести перечень видов деятельности, для которых актуален приказ, со своим ОКВЭД.
  3. Провести идентификацию вредных и/или опасных производственных факторов с помощью проверочного листа (приложение 1 Приказа). На каждое рабочее место — отдельный проверочный лист.
  4. В случае хотя бы одной отметки «да» в проверочном листе организовать процедуру СОУТ с привлечением внешней организации по старому порядку.
  5. Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ.
  6. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требования в территориальное отделение ГИТ (приложение 2 Приказа).

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах

07.10.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает. Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть

Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Первый класс – это оптимальное состояние рабочей зоны. На трудящегося не воздействуют ни вредные факторы (дым, пыль, шум), ни плохой климат (жар, холод, перепады температур и влажности).

Второй класс – допустимые параметры рабочей зоны. Считаются безопасными – то есть, отклонения имеются, но не наносят трудящемуся вреда, состояние здоровья его не ухудшается со временем.

Третий класс – вредные факторы существенны, есть подразделение на четыре подгруппы:

  • 3.1 – нарушения функций организма работника проходят при длительном перерыве в работе (более одной смены);
  • 3.2 – здоровье работника ухудшается, но не приводит к потере трудоспособности;
  • 3.3 – существенен риск профессиональных заболеваний, возможна потеря трудоспособности или хронических болезней;
  • 3.4 – крайняя степень, которая может вызвать тяжелые формы профзаболеваний, риск потери трудоспособности (со временем) увеличивается.

Четвертый класс считается экстремальным. Во время рабочей смены есть риск для жизни сотрудников. Возможно наступление крайне тяжелых профессиональных заболеваний.

Если работодатель игнорирует права сотрудников и не проверяет места, подлежащие проверке, то в соответствии с КоАП контролирующие органы имеют право наложить на него штрафные санкции:

  • на директора и ИП – 5-10 тыс. руб.;
  • на организацию – 60-80 тыс.
Читайте также:  Правила перевозки детей в 2023 году

Если работодатель не принял никаких мер для исправления, то повторный штраф увеличивается:

  • директору и ИП придется заплатить до 40 тыс. руб.;
  • юридическому лицу – до 200.

Закон при этом не запрещает налагать одновременно штраф на физическое и юридическое лица.

При грубых нарушениях работу предприятия могут приостановить на срок до трех месяцев. Другой вариант наказания – запрет руководителю предприятия занимать определенные посты на срок до трех лет.

Малые предприятия не получили послаблений, касающихся проверке рабочих зон. В 2019 году руководители организаций будут подвергаться более суровым наказаниям за нарушение ТК РФ, чем раньше. А штрафные санкции намного превысят расходы на проведение СОУТ, поэтому экономии ожидать здесь не приходится.

Посмотрите видео о необходимости СОУТ на предприятии:

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ ��О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Что из себя представляет СОУТ

Комплекс работ по экспертизе рабочих мест (РМ) для выявления вредных или опасных факторов труда, называется специальной оценкой условий труда (СОУТ). Проверяются именно рабочие места, а не должности или профессии. Например, работающие посменно (сутки через трое) охранники имеют одно и то же рабочее место. Занимающих должность сотрудников три, а РМ на всех только одно.

Оценке подлежат все РМ, за исключением удалённых. СОУТ должны проводить все работодатели, кроме:

  • физических лиц, не имеющих статуса ИП;
  • религиозных организаций.

При наличии вакантных должностей их РМ не проверяются.

Итогом СОУТ станет присвоение класса конкретному РМ. Их может быть четыре:

  1. оптимальные условия труда (УТ) (подкласс 1);
  2. допустимые УТ (подкласс 2);
  3. вредные УТ (подклассы 3.1 — 3.4);
  4. опасные УТ (подкласс 4).

Порядок действий ответственных лиц для каждого реестра

№ п/п Категория реестра по охране труда Порядок действий Основание
1 Организации, оказывающие услуги обучения по охране труда Необходимо:

Внести сведения в реестр в соответствии с

Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».

п.117 Порядка №2464
2 Работодатель, обучающий самостоятельно своих работников Необходимо:
1. Провести регистрацию в соответствующем реестре Минтруда в уведомительном порядке. п.105 Порядка №2464
2. Указать в уведомлении следующие сведения:

«а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица (при наличии);

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и адреса электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);

д) заверенная работодателем копия локального нормативного акта (решения) о проведении обучения по охране труда работодателем без привлечения организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, с отметкой об учете мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии);

е) адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

ж) сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда;

з) сведения о наличии мест обучения по охране труда работников в соотношении не менее одного места обучения на 100 работников организации, оснащенных необходимым оборудованием, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме;

и) сведения о наличии технических средств обучения для отработки практических навыков;

к) сведения о наличии программ обучения по охране труда;

л) сведения о наличии учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда для каждой программы обучения по охране труда;

м) сведения о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда;

н) сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда».

п.106 Порядка №2464
3. Получить подтвержденную регистрацию в Минтруде в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в Минтруд, если были предоставлены все сведения в соответствии с п.106 Порядка №2464. п.108 Порядка №2464
Для информации:
Уведомление зарегистрируется, если работодатель заполнит специальную электронную форму в информационной системе Минтруда и подпишет его электронной подписью. п.107 Порядка №2464
Минтруд имеет полномочия по запросу подтверждения у ФОИВ сведений о работодателе в ЕГРЮЛ. При этом срок внесения в реестр может быть увеличен, но не более чем на 5 рабочих дней. п.109 Порядка №2464
Если у работодателя произошли изменения в ранее направленных сведениях, то в Минтруд необходимо направить в течение 10 рабочих дней с момента наступления изменений соответствующее уведомление с приложением подтверждающих произошедшие изменения копий документов. При этом Минтруд должен в течение 5 рабочих дней внести соответствующие изменения в реестр. п.110 Порядка №2464
Если работодатель прекращает свое осуществление деятельности, ликвидирует организацию или производит ее реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования), то в данном случае происходит исключение из реестра. п.111 Порядка №2464
Федеральная налоговая служба ежеквартально будет уведомлять Минтруд если работодатель прекратил свою деятельность. п.112 Порядка №2464
Если работодатель решил прекратить обучение своих работников в области охраны труда самостоятельно, то об этом необходимо уведомить Минтруд о прекращении осуществления соответствующей деятельности. Минтруд в течение 5 рабочих дней должен рассмотреть данное уведомление и произвести исключение работодателя их соответствующего реестра. п.113 Порядка №2464
Предоставление сведений в реестр осуществляется без взимания платы. п.114 Порядка №2464
Данные реестра будут находиться в открытом доступе на официальном сайте Минтруда. В этом и заключается их «прозрачность». п.115 Порядка №2464
Минтруд должен обеспечить хранение сведений, внесенных в реестр без срока давности. п.116 Порядка №2464
3 Реестр обученных лиц

Информация в данный реестр передается в следующем составе:

1) Учебными центрами:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, направивших работника на обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— дата проверки знания требований охраны труда;

— номер протокола проверки знания требований охраны труда;

2) Организациями, обучающими своих работников самостоятельно:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— дата проверки знания требований охраны труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— номер протокола проверки знания требований охраны труда.

п.118 Порядка №2464
Для информации:
Сведения в реестр обученных лиц передаются в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом. Данная форма предполагается должна быть введена в действие с 01.03.2022 (Приказ от 20.09.2022 №578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе»). п.119 Порядка №2464
Если сведения, подлежащие передаче в соответствии с п.106 и п.118 Порядка №2464, представляют государственную или иную охраняемую законом тайну, то их передача в Минтруд не осуществляется. п.120 Порядка №2464
Переданные сведения в реестр обученных лиц будут использоваться как Минтрудом, так и Федеральной службой по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами. п.121 Порядка №2464
Читайте также:  Размер пенсии у ветеранов труда в Москве в 2023 году

Как составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке?

Предшествуют проведению СОУТ обязательные подготовительные мероприятия. В первую очередь специальная формируется комиссия. Она составляет график и перечень рабочих мест, которые утверждает председатель комиссии и заверяют все ее члены.

Типового документа для оформления перечня мест законодательством не определено, потому работодателю разрешено составить в произвольной форме. В нем указываются:

  • полное наименование организации (перечень может быть составлен на бланке компании);
  • под грифом УТВЕРЖДАЮ ФИО председателя комиссии по проведению СОУТ в организации, его подпись и дата утверждения;
  • название документа;
  • в табличной части перечисляется каждое рабочее место, подлежащее оценке, включая типовые по своим характеристикам и параметрам (аналогичные);
  • количество работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на указанном рабочем месте;
  • полный адрес места расположения рабочего места;
  • комментарий, где указывается, являются ли несколько мест аналогичными;
  • должности, ФИО, подписи каждого члена комиссии по проведению СОУТ и дата подписания документа каждым их них.

При заполнении наименования рабочего места рекомендуется придерживаться штатного расписания и квалификационных справочников для указания должности, профессии или специальности работника. Например, «рабочее место аккумуляторщика», «рабочее место системного администратора» и т.д.

Куда отнести средства, потраченные на проведение СОУТ?

Средства, потраченные на специальную оценку условий труда, можно зачислить в счет страховых взносов. Таким образом можно возместить до 20% от использованной суммы. Для этого потребуется:

  • Рассчитать максимальную сумму на страхование от несчастных случаев
  • Подготовить пакет документов в ФСС. Он должен включать данные по проведенному расчету, а также копии приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, договора с организацией-исполнителем с указанием количества рабочих мест, которые прошли оценку, и стоимости проведения оценки на каждом из них.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

Условия труда подразделяются на четыре класса:

  • 1-й класс — оптимальные. На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность
  • 2-й класс — допустимые. Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня
  • 3-й класс — вредные. Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):
  1. 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья
  2. 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести
  3. 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности
  4. 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности

Специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах

07.10.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает. Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Читайте также:  Отпуск после декрета: сдвиг рабочего года

Развернуть

Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Первый класс – это оптимальное состояние рабочей зоны. На трудящегося не воздействуют ни вредные факторы (дым, пыль, шум), ни плохой климат (жар, холод, перепады температур и влажности).

Второй класс – допустимые параметры рабочей зоны. Считаются безопасными – то есть, отклонения имеются, но не наносят трудящемуся вреда, состояние здоровья его не ухудшается со временем.

Третий класс – вредные факторы существенны, есть подразделение на четыре подгруппы:

  • 3.1 – нарушения функций организма работника проходят при длительном перерыве в работе (более одной смены);
  • 3.2 – здоровье работника ухудшается, но не приводит к потере трудоспособности;
  • 3.3 – существенен риск профессиональных заболеваний, возможна потеря трудоспособности или хронических болезней;
  • 3.4 – крайняя степень, которая может вызвать тяжелые формы профзаболеваний, риск потери трудоспособности (со временем) увеличивается.

Четвертый класс считается экстремальным. Во время рабочей смены есть риск для жизни сотрудников. Возможно наступление крайне тяжелых профессиональных заболеваний.

Если работодатель игнорирует права сотрудников и не проверяет места, подлежащие проверке, то в соответствии с КоАП контролирующие органы имеют право наложить на него штрафные санкции:

  • на директора и ИП – 5-10 тыс. руб.;
  • на организацию – 60-80 тыс.

Если работодатель не принял никаких мер для исправления, то повторный штраф увеличивается:

  • директору и ИП придется заплатить до 40 тыс. руб.;
  • юридическому лицу – до 200.

Закон при этом не запрещает налагать одновременно штраф на физическое и юридическое лица.

При грубых нарушениях работу предприятия могут приостановить на срок до трех месяцев. Другой вариант наказания – запрет руководителю предприятия занимать определенные посты на срок до трех лет.

Малые предприятия не получили послаблений, касающихся проверке рабочих зон. В 2019 году руководители организаций будут подвергаться более суровым наказаниям за нарушение ТК РФ, чем раньше. А штрафные санкции намного превысят расходы на проведение СОУТ, поэтому экономии ожидать здесь не приходится.

Проведение спецоценки условий труда для малых предприятий

соут для производственных предприятий проходит действительно серьезно – приезжает делегация от компании по охране труда, проверяет каждое рабочее место, каждый станок, каждый предмет труда на предмет возможных нарушений. учитывается абсолютно все.

но тут стоит похвалить законотворцев, ведь для производственных предприятий соут просто необходим, так как на кону стоит здоровье, иногда и жизнь работника, а как еще заставить предприятия пройти соут, если не напугать штрафами (о которых еще поговорим).

с офисными предприятиями гораздо более спорно.

по опыту работы могу уверенно заявить, что ни одна “офисная” компания к который мы ездили (когда партнеры проводили соут) не могла понять одного: “а зачем нам этот соут?” и вопрос довольно справедливый, допустим у меня один сотрудник в компании, он работает с 9 до 18, за компьютером – вообщем стандартный офисный рабочий. зачем его проверять – это уже большой вопрос, но допустим я очень законопослушный гражданин и на своем предприятии решил провести соут в соответствие с законом и тут возникнут две проблемы:

  1. компании оказывающие соут либо отказываются проводить проверку с компанией, где существует один сотрудник, либо назовут стоимость как будто за 5-х работников, так как это у них минимальный тариф.
  2. а если вы соут не пройдете в итоге то попадете на штрафы.

кстати в офисах соут проходит, как правило, очень просто. секрет в том, что обычно он в принципе не проводится, а многие охранники труда просто удаленно подготавливают нужные документы после чего передают их клиенту. в случаях когда компании, оказывающие соут, реально приезжают к клиенту в офис, работа все равно гораздо менее тяжелая и кропотливая, чем у производственников.

Штрафы предусмотрены для тех, кто не прошел СОУТ до 2021 года и они весьма внушительны:

  • Для компаний штраф составит 70 000 – 100 000 руб., а при повторном нарушении 100 000 – 200 000 руб. А также возможна приостановка деятельности компании на срок до 3-х месяцев.
  • Для должностных лиц при первом нарушении штраф составит 20 000 – 30 000 руб., а при повторном нарушении вплоть до 50 000. А аткже возможна дисквалификация директора на срок до 3-х лет!
  • Для ИП все не так жестко, сначала приходит предупреждение, затем в случае дальнейшего игнорирования СОУТ накладывается штраф, составляющий 5 000 – 10 000 руб. Ну и при повторном нарушении штраф будет составлять 30 000 – 40 000 руб. А также возможно приостановление деятельности ИП на срок до 3-х месяцев.

Отдельно упомянем лишение организации права на получение скидок по взносам ФСС, а также не прохождение СОУТ может стать причиной начисления надбавок (вплоть до 40% установленного страхового тарифа).

Итак, новый Трудовой кодекс вводит еще одно понятие. Комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников. Именно её станет необходимым проводить на предприятии, чтобы быть в курсе всех опасностей, которые подстерегают Ваших коллег.

Впрочем, ГИТ уже сейчас начинает выдавать предписания с требованием предоставить результаты оценки профессиональных рисков. Если Вы вдруг получили такое, почитайте, что с этим делать.

Новые особенности проведения спецоценки условий труда на микропредприятиях.

С 1 марта 2023 года установлены особенности проведения специальной оценки рабочих мест на микропредприятиях отдельных отраслей.

Работодатели без привлечения специальной организации могут выявлять потенциально вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах.

Если обнаружен хотя бы один потенциально вредный или опасный фактор, то для спецоценки данного рабочего места необходимо привлекать специализированную организацию.

Также если в ходе предыдущей спецоценки была установлена вредность, то проводить на этом предприятии спецоценку в упрощенном порядке работодатель не может.

Для определения потенциально вредных и опасных производственных факторов на каждое рабочее место нужно оформить отдельный проверочный лист. Результаты заполнения проверочного листа должна утвердить комиссия работодателя по проведению спецоценки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *