Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Требования к проведению электронного запроса котировок

Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:

  • начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
  • годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.

Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:

  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
  • закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как рассматривают заявки

Комиссия изучает поданные заявки в течение одного рабочего дня, заседание проходит очно. Минимальное число членов заседания — три. Присутствовать в составе комиссии можно только лицам, у которых нет регистрации на ЭТП, но есть цифровая электронная подпись.

Отклоненные заявки, не подходящие под условия запроса котировок, требуют обязательного обоснования такого решения и извещение участника об этом со ссылкой на закон. Вот основные причины:

  • несвоевременная подача заявки;
  • отсутствует обязательная информация об участнике;
  • цена поставщика выше НМЦК;
  • в закупке среди СМП подана заявка от предпринимателя из другой категории субъектов бизнеса;
  • от поставщика поступило больше одной активной заявки.

Есть случаи, когда в заявке не хватает документации или есть нюансы по оформлению, но ее нельзя отклонить. Примеры:

  • в спецификации не прописана цена каждой единицы товара;
  • нет выписки из ЕГРЮЛ;
  • отсутствует декларация соответствия на продукцию;
  • на конверте с заявкой отсутствуют данные о человеке, который ее подавал;
  • если заявка составлена в свободной форме.

Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

Читайте также:  Какие может получить сварщик льготы в 2023 году

Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.

Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

Специальные требования в запросе котировок

Заказчик может установить и специальные требования, например, год выпуска не ранее 2019. Такое часто наблюдается в котировочной документации на поставку измерительных приборов. Приборы точно таких же моделей выпускались еще в советские времена и заказчик не хочет приобретать приборы, пролежавшие на складах десятки лет. Так что здесь вы не сэкономите, а только потеряете, поскольку, обнаружив, что год выпуска, например, амперметров не 2019, а, скажем, 1989, заказчик откажется принимать старые «новые» приборы и вам придется, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) повторно закупать для него партию амперметров по гораздо более высокой цене. Амперметры 1989 года выпуска останутся вам на память.

Бумажные запросы котировок

Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.

Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.

Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.

ПРОЦЕДУРА ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ЗК ЭФ) С 01.07.2018

Действие

Срок выполнения и норма Закона № 44-ФЗ

Размещение извещения о проведении ЗК ЭФ в ЕИС

Не менее чем за 5-ть рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 1 ст. 82.2 Закона № 44-ФЗ

Возможность внести изменения в извещение о проведении ЗК ЭФ

Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Размещение внесенных изменений в ЕИС

В течение одного рабочего дня с даты принятия указанного решения

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Продление срока подачи заявок в случае внесения изменений в извещение о проведении ЗК ЭФ

Срок подачи заявок на участие в ЗК ЭФ должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком запросе этот срок составлял не менее чем пять рабочих дней.

ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ

Возможность отменить проведение ЗК ЭФ

Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ

ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

Внесение изменений в план-график в случае отмены ЗК ЭФ

Не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения ППИ

ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ, котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в таком запросе.

ч. 1 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Протокол рассмотрения заявок на участие в ЗК ЭФ подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

ч.5 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Размещение протокола рассмотрения заявок заказчиком на ЭП

Протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в ЗК ЭФ направляется заказчиком оператору электронной площадки

Читайте также:  Подтверждение дохода для гражданства РФ 2023

ч.6 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Размещение протокола рассмотрения и оценки заявок в ЕИС

Оператор ЭП включает в протокол информацию о победителе, об участнике, предложившем в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных, формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в ЗК ЭФ и размещает его в ЕИС и на ЭП в течение одного часа с момента получения от заказчика протокола, указанного в части 5 статьи 82.4 закона

ч.6 ст.82.4 Закона № 44-ФЗ

Продление срока подачи заявок

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗК ЭФ подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки (ч.14 ст.83.2 закона)

2) если по результатам рассмотрения заявок котировочная комиссия отклонила все поданные заявки или только одна такая заявка признана соответствующей (ч.9 ст. 82.4)

заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в ЗК на четыре рабочих дня

ч. 1 ст. 82.6 Закона № 44-ФЗ

При продлении срока подачи заявок не подано заявок или все отклонены

Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в таком запросе

или по результатам рассмотрения заявок на участие в таком запросе котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в нем

либо при признании победителя отказавшимся или уклонившимся от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 закона,

заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку

ч.2 ст.82.6 Закона № 44-ФЗ

При продлении срока подачи заявок – одна заявка

Если по результатам продления срока подачи заявок такой запрос признан не состоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка на участие и при этом такая заявка признана соответствующей

или по результатам рассмотрения заявок котировочной комиссией только одна такая заявка признана соответствующей контракт с данным участником заключается в соответствии с п.25.2 части 1 статьи 93 закона.

Запрос котировок в электронной форме по Федеральному закону №44 и №223

Под запросом котировок понимается одна из разновидностей, наиболее простая в исполнении и ускоренная, государственных или муниципальных закупок, регламентируемая пунктом 1 статьи 72 ФЗ №44. Суть процедуры заключается в методе определения поставщика заказчиком посредством сравнения ценовых предложений на исполнение обязательств.

Изменения в ФЗ №44 относительно запроса котировок были введены с середины 2021 года Законом №504, а именно, параграфом 3.1.

Победителем признается участник с минимальным предложением цены исполнения. Требования к нему строго регламентируются закупочной документацией и законодательством РФ.

Более подробное определение понятия «запрос котировок», особенности проведения процедуры и ее нюансы рассмотрены в данной статье.

Извещение о проведении ЗКЭФ и его структура

Извещение об электронном запросе котировок размещается не менее чем за 4 рабочих дня до конца срока подачи заявок на участие (п.3 ч.3 ст.42 44-ФЗ).

Доступ к нему бесплатный, все желающие могут с ним ознакомиться на протяжении всего срока подачи заявок.

Структура извещения:

  • адрес ЭТП, на которой проводятся электронные торги;
  • информация об организаторе;
  • условия контракта, изложенные кратко;
  • идентификационный код госзаказа;
  • ограничительные меры в выборе исполнителя — закупки для СМП и СОНКО (если данное условие указано в извещении);
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер и порядок внесения ОИК (если оно предусмотрено закупкой) и сведения о банковском сопровождении контракта;
  • возможные преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • запреты и ограничения допуска (национальный режим);
  • дата и время окончания срока подачи заявок;
  • сведения об ответственных лицах за заключение контракта (контрактная служба, контрактный управляющий);
  • срок подписания договора;
  • порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора;
  • пункты о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам по п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ (наличие лицензий и разрешений) и по ч.1.1 ст.31 44-ФЗ (отсутствие сведений об участнике в РНП).

Совместное подписание протокола членами комиссии

На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.

Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.

Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).

При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

Читайте также:  Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

ЧТО ДОЛЖЕН УКАЗАТЬ ЗАКАЗЧИК В ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАПРОС КОТИРОВОК

В 2021 г. заказчики имеют возможность провести запрос котировок на электронных площадках, в электронной форме в соответствии с новациями в 44 ФЗ.

Участник закупки помимо прочей информации обязан указать:

— Почтовый адрес. Ранее это касалось только юридических лиц.

— Необходимо будет указать цену каждого товара, имеющегося в техническом задании, ранее можно было указать только общую сумму контракта.

— Неприложение документов, на соответствие требований статьи 44 ФЗ о нацрежиме, грозит признанием товаров иностранными.

— Необходимо приложение декларацию, с подтверждением соответствия участника закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 44 ФЗ.

В протокол, составляемый в результате рассмотрения заявок участников закупки теперь необходимо вносить информацию о наименовании и характеристиках предложенных участниками товаров. В параграфе 3.1 44 ФЗ описывается порядок проведения запроса котировок по новым правилам. Процесс проведения по новым правилам прописан в параграфе 3.1 очень подробно.

Среди специалистов запрос котировок считается быстрой и простой закупочной процедурой. Запрос котировок считается неконкурентной процедурой, проходящей без организации торгов. Закон позволяет закупать услуги, работы, товары, с помощью запроса котировок при НМЦК контракта менее пятисот тысяч рублей. В параграфе 3 44 ФЗ описан порядок проведения запроса котировок.

КОТИРОВОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для проведения запроса котировок заказчик обязан подготовить и разместить следующую документацию:

-Извещение о проведении запроса котировок.

-Описание закупаемого товара, работы, услуги.

— Обоснование начальной максимальной цены контракта.

-Форма котировочной заявки.

-Проект контракта.

Извещение о проведении запроса котировок составляется в соответствии с требованиями 73 статьи 44 ФЗ.

В извещении должна присутствовать следующая информация:

— Информация о заказчике.

-Информация о контрактной службе.

-Информация о контрактном управляющем.

— Идентификационный код закупки.

-Требования к участнику закупочной процедуры.

Электронный запрос котировок: правила и этапы проведения

Процедура запроса котировок в электронной форме претерпела существенные изменения. Во-первых, изменились сроки проведения закупки и порядок — теперь всё проводится через электронную площадку.

Во-вторых, функция заказчика ограничена только оценкой заявок.

Оценкой предложений занимается оператор, он дополняет протокол рассмотрения заявок и приводит в протоколе итоговую информацию о победителе закупки.

По своей сути электронный запрос котировок существенно ничем не отличается от запроса котировок на бумаге. Условия его проведения такие же:

  • начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает 500 000 руб.;
  • годовой объем закупок по запросам котировок — в рамках 10 % от совокупного годового объема закупок;
  • объем закупок не должен превышать 100 млн руб.;
  • срок на подачу заявок — не менее 5 рабочих дней.

В рамках электронного запроса котировок не формируется документация — достаточно лишь извещения, которое публикуется в Единой информационной системе (ЕИС).

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Пример неуказания ИНН

В заявке на запрос котировок на поставку мебели участник (ООО) не указал ИНН единоличного исполнительного органа. Заказчик не придал этому значения и допустил заявку, поскольку ИНН генерального директора был указан в приложенной выписке из ЕГРЮЛ. Впоследствии при проверке документации прокуратор прокурор обвинил председателя котировочной комиссии в административном преступлении – необоснованном допуске заявки, мотивируя это тем, что, во-первых, согласно закону, ИНН должен быть указан именно в заявке, во-вторых выписка из ЕГРЮЛ заявку не заменяет, а является лишь приложением к ней, а в-третьих отсутствует сквозная нумерация документов заявки, что не позволяет считать выписку даже приложением. Тяжба продолжается и по сей день.

  1. В случае непредоставления участником выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра субъектов МСП) вместе с заявкой на запрос котировок для субъектов малого предпринимательства отклонение котировочной заявки неизбежно. Если участник еще не внесен в данный реестр, он может представить декларацию об отнесении организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая имеет такую же юридическую силу, что и выписка из вышеуказанного реестра. Сказанное выше в равной степени касается как юридических лиц, так и Индивидуальных Предпринимателей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *