Как проходит проверка Трудовой инспекции по жалобе работника?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит проверка Трудовой инспекции по жалобе работника?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2022 году Роструд ввел мораторий на плановые трудовые проверки. Это решение приняли, чтобы поддержать бизнес в условиях санкций и не нагружать компании дополнительной работой. Мораторий действует для всех ИП и юрлиц. Организации, которые ранее были включены в перечень на 2022 год, могут не готовиться к процедуре: инспекторы отменили все утвержденные планы.

Основания для проведения проверки

СПРАВКА:

У трудовой инспекции сохранилось право наносить профилактические визиты. Специалисты готовы консультировать работодателей по вопросам законодательства и давать рекомендации по различным ситуациям, связанным с трудовой сферой. Отказаться от профилактического визита нельзя.

Ответственность за непредоставление ответа в адрес ГИТ

В случае если работодатель не ответит на предписание ГИТ в установленный срок, то нарушения, выявленные инспектором при проверке, считаются не устраненными, а значит, организация продолжает нарушать трудовое законодательство.

На основании ст. 19.5 КоАП к работодателю, который не устранил нарушения, выявленные трудовым инспектором, и не предоставил отчет в ГИТ, применяются следующие меры взыскания:

  • от 30.000 руб. до 50.000 руб. – для ИП с наемными работниками;
  • от 100.000 руб. до 200.000 руб. – для организаций;
  • от 30.000 руб. до 50.000 руб. – в отношении должностных лиц (в общем порядке – руководитель, технический директор, главный бухгалтер), которые признаны виновными в неисполнении требований ГИТ.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Читайте также:  Можно ли поменять права заранее в 2023 году

Какие полномочия есть у ГИТ?

На федеральном уровне разработан закон №294, в него предусматривается порядок проведения рассматриваемой формы проверки. Руководству предприятия, сотрудники которого направили жалобу в ГИТ, изначально посылают запрос. Он обязан в течение установленного срока ответить на него. Этот период равняется 10 дням. Отсчет начинается с момента получения. К данному акту прикладывается копия приказа относительно проведения проверки.

Однако, если приказа не будет, на этом основании не получится обжаловать результаты такой проверки. Это связывается с тем, что рассматриваемый закон говорит о том, что грубым нарушением выступает только та ситуация, когда приказ не издавался в принципе.

У сотрудников ГИТ нет правомочия относительно заявления требований:

  • предоставление копий актов, заверенные в нотариальной конторе;
  • выдачи бумаг, не отнесенные к предмету проверку;
  • документацию, получение которой допустимо при взаимодействии межведомственного типа.

Когда руководство фирмы ответило на запрос, предусматривается пара вариантов развития событий. В том числе:

  1. Происходит оформление акта, если выявлено наличие нарушений. В нем отражается предписание, указывающее на необходимость устранения. Кроме того, директора компании привлекают к ответственности административного типа.
  2. Предлагают руководству объяснить ситуацию и передать на рассмотрение дополнительную документацию. Это касается ситуации, когда в актах есть неточности или противоречия.

Вторая ситуация предусматривает возможность использования выездного типа проверки. Это происходит, если:

  • фирма отказалась давать пояснения;
  • после предоставления дополнительной документации не были устранены противоречия.

(К статье «Проверка предприятия по обращению работника: вопросы соблюдения конфиденциальности» Андрея Ковалева (текст статьи ищите в журнале «Трудовое право», 2012, N 9))

Акатова Людмила, юрисконсульт.

Внеплановая проверка, вызванная обращением работника в Государственную инспекцию труда, не всегда оборачивается неприятностями и штрафами для работодателя. Наоборот, иногда ее решения становятся еще одним аргументом в пользу работодателя при возможном судебном разбирательстве с работником.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником. Зачастую такое соглашение не выполняется одной из сторон, а работник за защитой своих прав обращается к государству.

В ст. 353 ТК РФ законодатель закрепляет осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Территориальными органами Роструда в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) являются Государственные инспекции труда.

Зачастую, обращаясь в Государственную инспекцию труда (далее — ГИТ), работник не понимает, что именно он должен указать в своем заявлении. Большинство заявителей хотели бы не раскрывать информацию о себе, но в заявлении не указывают таких ограничений на распространение информации. А значит, в случае разглашения заявители при оспаривании действий ГИТ, скорее всего, исходя из судебной практики, не смогут доказать свое намерение остаться анонимными.

Следует отметить, что анонимно подать заявление о нарушении в ГИТ не получится; если заявитель хочет добиться проверки, ему следует указать свои реквизиты.

Внеплановая проверка не будет проводиться, если обращение или заявление не позволяет установить лицо, направившее их в государственный орган, а также не содержит сведений о фактах и основаниях, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Читайте также:  Моральный вред

Виды внеплановой проверки

Внеплановые проверки инспектора ГИТ бывают разные. И зависят от того, по какой причине и с какой целью их проводят (таблица).

Внеплановые проверки

Виды проверок Процедура
Документарные Инспектор запрашивает необходимые документы. Проверяющий не имеет права требовать у работодателя документы, которые он может получить сам от иных органов государственного или муниципального контроля
Выездные Назначается, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации. Инспекторы проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров
Комплексные Инспектор проверяет, как работодатель соблюдает законодательные требования в целом: вопросы охраны труда, правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты
Целевые Целевые проверки проходят по жалобам сотрудников. Это наиболее частые проверки
Тематические Если работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству, инспекция проводит тематическую проверку. Ее тему напрямую связывают с заявлением сотрудника и адаптируют под разделы Трудового кодекса

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2021 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Что нового предлагают?

До конца июля 2021 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект, который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Как минимизировать отрицательные последствия проверки?

Безусловно, итоги любой проверки трудовым инспектором напрямую будут зависеть от того, добросовестно ли работодатель осуществляет свою деятельность. Однако современная практика позволяет выделить несколько важных советов, соблюдение которых позволит сократить негативные последствия до минимума:

  1. Прежде всего, желательно идти с инспектором на контакт. Не нужно пытаться установить для него препятствия для проведения проверки. Такое поведение работодателя только усугубит ситуацию и настроит инспектора против него.
  2. Во время общения с инспектором нужно быть максимально сдержанным, не грубить и, тем более, не пытаться запугать его. Все это обернется лишь дополнительными проблемами для директора.
  3. Кроме этого, необходимо быстро и качественно исполнять все требования уполномоченного лица. Например, инспектор может потребовать представить некоторые дополнительные документы компании для их внимательного изучения и т.д.
  4. После получения соответствующего заключения о результатах проверки не нужно пытаться оспорить указанные в документе нарушения. Если работодатель действительно считает их несправедливыми, оспаривание решения трудового инспектора необходимо будет производить в судебном порядке.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

  • при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
  • при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;
  • неверный расчет компенсаций при увольнении;
  • невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
  • отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
  • при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
  • по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Как долго длятся проверки

Постановление № 1230 устанавливает, сколько дней может продолжаться плановая документарная проверка ГИТ, — 10 рабочих дней. В этот срок не включается время, которое потратит работодатель на направление инспекторам официально запрошенных у него документов.

В порядке выездного контроля государственные инспекторы труда инспектируют работодателей в течение также не более 10 дней. При этом ограничен срок непосредственного взаимодействия проверяемого лица с контролерами:

  • если проверяемое лицо — субъект малого предпринимательства, общее время его взаимодействия с инспекторами не превысит 50 часов;
  • а если это микропредприятие — 15 часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *