ТБО или ТКО: КАК РАВИЛЬНО И В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТБО или ТКО: КАК РАВИЛЬНО И В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Порядок обращения с ТБО и БКО

Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • порядок осуществления транспортирования ТКО;
  • правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
  • основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.

Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Плата за обращение с ТКО: новая строчка в «платежке»

Со сменой терминов появилась новая строчка в платежных квитанциях – «плата за обращение с ТКО». Реализация данного вида услуг поручена региональным операторам. Сумма ежемесячного платежа возросла, так как в тариф теперь входят не только сбор и транспортировка мусора. В обязанности регионального оператора входят также обезвреживание и захоронение вывозимого мусора.

Расчет ежемесячной стоимости услуги можно осуществить по одной из формул:

  • для регионов, использующих схему расчетов по квадратным метрам: площадь жилья * тариф регионального оператора * норма накопления отходов на кв. м по региону /12;
  • по новой схеме расчета: число жильцов, зарегистрированных в доме/квартире * тариф регионального оператора * норма накопления на человека по региону /12.

ТБО (Твердые Бытовые Отходы) представляют собой общий итог отходов в конкретной квартире, образовавшийся за какой-то промежуток времени и в современном мире это основная часть появляющегося мусора. В ТБО входят и растения, и кости, и скорлупки от яиц, старые вещи, целлофан, обувь, пластмасса, дерево и металл и многое другое, список несложно продолжить самому.

Термин «твердые бытовые отходы» уже устарел. Сейчас употребление его будет не очень верно относительно новых правил нашей жизни, поэтому важно понять, какие же изменения являются причиной смены буквы Б на К в этом условном сокращении.

ТКО расшифровывается как «Твердые Коммунальные Доходы» и является по сути тем же самым, что и ТБО. Сюда так же входят пакеты, скорлупки, обувь, косточки, продолжите ряд сами. Так же за ТКО считаются отходы, произведенные в процессе своей деятельности юридическими лицами. А вот ТБО может быть употреблен только в отношении физических лиц. Проще говоря, твердые коммунальные доходы – это более широкое определение, включающее в себя отходы и произведенные в быту, и произведенные в процессе какого-то производства, схожие с бытовыми.

Эти изменения были необходимы, чтобы сделать ситуацию с экологией чуть более стабильной, ведь твердые отходы, которые многие годы гниют на свалках являются серьезным врагом природы нашей планеты. Таким образом количество перерабатываемого мусора стало гораздо больше. Кроме того, это помогло нормализовать цены за вывоз мусора. Раньше они зависели от того, живут в помещении или работают, сейчас же цена зависит от статуса человека, который пользуется услугами вывоза мусора – то от того, физическое он лицо или юридическое, так как количество мусора, которое появляется в отдельно взятой квартире совершенно точно будет меньше, чем количество мусора на предприятии.

Читайте также:  Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.

В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.

Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.

Какие именно тарифы подлежат регулированию?

  • на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
  • на обработку;
  • на обезвреживание;
  • на захоронение.

В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.

Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.

Мусорная реформа продолжается

Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.

Основные тезисы Мусорной реформы:

  1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
  2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
  3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.

Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.

Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.

Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.

Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.

Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.

Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.

Изменения в законодательстве об отходах

ТБО – понятие, использовавшееся десятилетиями. Их вывоз регулярно производился организациями, за которые несли ответственность федеральные власти. Такое состояние сферы работы с населением долго сохранялось на территории страны, но в 29 декабря 2014 года было вынесено решение, что регионы начнут самостоятельно заниматься уборкой.

Изначально давался 1 год на реорганизацию, которая была успешно проведена. После этого понятие твердых коммунальных отходов осталось в прошлом, поэтому его можно не рассматривать в сравнении. С 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации начала действовать новая статья законодательства. Она призвана исправить состояние на местах, обязав региональные власти полноценно осуществлять вывоз мусора.

Деятельность региональных операторов

Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.

С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.

Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:

  • иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
  • предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
  • управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Читайте также:  Калькулятор расчета стажа для больничного листа

Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.

Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2022 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:

  1. Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
  2. Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
  3. Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.

Исходя из принятых корректировок в законодательной базе в 2019 году обращение с ТКО возложено на региональные субъекты РФ. Благодаря этому отдельные регионы могут самостоятельно выбирать способ сбора, накопления, вывоза и место для оборудования свалки, где будут храниться остатки жизнедеятельности человека.

ТКО и ТКО – ключевые различия

После того, как вышеуказанный закон был принят, правовое поле диктует лишь одно понятие бытовых отходов твёрдого типа – ТКО (твёрдые коммунальные отходы). А вот понятие ТБО (твёрдых бытовых отходов) приобрело статус разговорного, после чего его перестали употреблять в официальной документации и соответствующих отчётах.

ТКО изначально было более широким понятием, нежели ТБО, потому как оно содержит в себе не только те отходы, которые каждый день выносят из дома рядовые граждане, но и схожий мусор от юридических лиц, к примеру, офисные отходы.

Как можно увидеть, ТКО и ТБО – это одно и то же по своей сути, и заурядным людям совсем не важны различия между этими терминами. Конкретные различия представляют ценность только для предприятий, которые собирают этот мусор и подвергают его дальнейшей ликвидации. Причина проста и была указана уже выше – разговорное значение ТБО исключены для использования в официальной документации.

Изменение в законе от 29.12.2014 года

В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:

  • Введение термина «Твердые коммунальные отходы», заменивший ранее используемый термин «Твердые бытовые отходы».
  • Внедрение некоммерческой организации «Региональный оператор по обращению с ТКО».
  • Установка единого регламента, отражающего правила хранения и вывоза мусора для коммерческих организаций.
  • Разработка тарифов на услуги по вывозу ТКО для юридических лиц, согласно удельному весу вырабатываемых компаниями отходов.

Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.

Классификация твердых коммунальных отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

  1. По морфологическому составу выделяют:
  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.
  1. По длительности использования:
  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

При этом нельзя считать ТКО:

  • отходы от животноводческой деятельности;
  • строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.

Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Читайте также:  Приём обращений граждан

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Твёрдые коммунальные отходы, образованные в бытовых условиях можно разделить на несколько видов. Состав ТКО характеризуется следующим перечнем видов мусора и отходов:

  • Отходы, образованные во время потребления физлицами в жилых помещениях.
  • Отходы, которые потеряли свои потребительские свойства в жилых помещениях при употреблении в личных нуждах. Характеристики и габариты товаров не уточняются.
  • Отходы больших размеров. КГО и мусор, образованный во время ремонта, вывозят с остальными ТКО.
  • Мусор, образованный во время уборки территории, прилегающей к дому. Листья, трава, пыль, песок и прочее — все это относится к ТКО и учитывается в стоимости коммунальных услуг.

В основном мусор, относящийся к ТКО, классифицируется по классу опасности IV или V.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *