При подготовке проекта бюджета на 2023 год учтите новый порядок применения КБК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При подготовке проекта бюджета на 2023 год учтите новый порядок применения КБК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обоснованием предстоящих расходов на корпоратив выступает приказ о проведении мероприятия, подписанный руководством компании либо уполномоченным лицом. Форма составления данного приказа законодательно не утверждена, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, в соответствие с внутренними требованиями документооборота компании и при наличии обязательных реквизитов (номер документа и дата составления).

Документальное оформление расходов на корпоратив

Учет расходов на корпоративные мероприятия осуществляется в общем порядке – на основании первичных документов, подтверждающих данные расходы. К примеру, расходы на услуги тамады могут быть подтверждены при наличии договора на оказание услуг и акта выполненных работ, в котором отражена информация о том, что услуги оказаны исполнителем и оплачены заказчиком.

Помимо приказа и подтверждающих документов, комплект может быть дополнен сметой затрат, однако этот документ не является обязательным с точки зрения законодательных требований и может быть оформлен в соответствие с регламентом внутреннего документооборота компании.

Соблюдение разумности при оформлении расходов в представительские траты

В одной компании практически каждая «деловая» встреча проводилась поздно вечером в ресторанах, в чеках фигурировало приличное количество спиртного (что формально вроде как не запрещено), а в отчете по представительским расходам в качестве результата переговоров значилось что-то вроде «достигнута договоренность по ряду ключевых моментов». Причем чеков зачастую бывало несколько, последние из них — исключительно на виски, коньяк, кальян и т.п.

Хотя каждая такая встреча и оформлялась полным комплектом документов, но все они были как под копирку, а время и суммы на чеках ресторанах как-то мало вписывались в понятие деловых мероприятий. Формально порядок соблюден: алкоголь чиновники разрешают относить на представительские расходы, все необходимые документы имеются, про результаты встречи в них сказано. Но по факту все выглядит попыткой оплатить личный досуг директора за счет компании. Проверяющие легко усматривают нарушения в подобных ситуациях.

Или другой пример. Первые лица компании частенько проводят деловые встречи на заграничных курортах. При этом на встречах присутствуют представители российских компаний, а не иностранных. Формально тоже – никаких нарушений нет, ведь в НК РФ не сказано, что встречи должны происходить исключительно на территории России. Более того, там даже сказано «независимо от места проведения мероприятий». Однако у налоговых органов могут возникнуть претензии, как, например, это было в споре, рассматриваемом в постановлении ФАС Московского округа от 27.09.2013 по делу № А40-5827/13-115-13. Правда, в этом споре выиграла компания.

В таких ситуациях компании должны помнить о налоговых рисках, потому что налоговики с большей вероятностью признают такие расходы необоснованными. Причем риски возникают не только по налогу на прибыль, но и по НДФЛ и страховым взносам.

То, что в ряде случаев судебная практика на стороне компаний, безусловно, радует. Но далеко не все компании готовы судиться с налоговиками. А не учитывать сомнительные представительские расходы вовсе не самый подходящий вариант, поскольку в таком случае организация фактически дарит бюджету деньги, хотя имеет законное право уменьшить свою налоговую базу на представительские расходы.

Поэтому в целях минимизации налоговых рисков рекомендуем делать следующее:

  • составлять протоколы встреч, где подробно описывать все моменты и договоренности, достигнутые в ходе переговоров;
  • составлять списки приглашенных лиц и наименования сторонних организаций, участвующих в мероприятии (он может отдельно не составляться, а указываться, например, в отчете о представительских расходах по проведенным мероприятиям);
  • убедиться, что количество персон, прописанное в договоре на проведение мероприятия, соответствует количеству участников деловой встречи (например, если заключается договор на ресторанное обслуживание, в котором указывается количество обслуживаемых персон);
  • проверять, чтобы положения оформляемых документов не содержали указание на развлекательный характер (например, избегать слов баня, бассейн, корпоративы, артисты и т.п.).

Можно ли учитывать представительские расходы, если встреча оказалась безрезультатной?

Официальных разъяснений по данному вопросу нет. В арбитражной практике есть примеры, где судьи соглашаются с тем, что могут относиться к представительским расходам затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, в результате которых соглашения не были подписаны (см., например, постановления ФАС ЦО от 27.08.2009 по делу № А48-2871/08-18, ФАС УО от 23.12.2008 № Ф09-8529/08-С2 по делу № А07-6263/08). Достижение каких-либо конкретных результатов в виде заключенных договоров в процессе проведения или по окончании встречи не является обязательным условием признания произведенных расходов представительскими (Постановление ФАС ПО от 29.03.2005 № А12-18384/04-С36).

Читайте также:  Как отказаться от алиментов на ребенка?

В ситуациях, когда встреча оказалась безрезультатной и никаких бумаг стороны не подписали, для минимизации налоговых рисков рекомендуем учреждению составить отчет, где будет указано, что вопросы обсуждались, но соглашение не было достигнуто.

Документы, необходимые для оформления представительских расходов

В законах РФ нет четкого списка документов, необходимых для оформления представительских расходов. Однако для подтверждения произведенных затрат необходимо иметь документы, подтверждающие не только факт оплаты, но и деловой характер проводимого мероприятия. Иными словами, на основании документов должно быть понятно, что встреча имела официальный характер с целью проведения переговоров в отношении деятельности компании.

Примерный перечень документов, подтверждающих представительские расходы, можно увидеть в письмах чиновников. К примеру, в Письме Минфина РФ от 22.03.2010 г. № 03-03-06/4/26 указано, что в качестве таких документов могут быть:

  • приказ директора об организации мероприятия и осуществлении необходимых расходов;
  • смета или расчет суммы представительских расходов;
  • первичная документация при приобретении товаров или оплате услуг для проведения мероприятия;
  • отчет о представительских расходах по проведенному мероприятию. В нем фиксируется цель мероприятия, результаты его проведения, размер понесенных представительских расходов.

Принцип разумности при учете представительских расходов

При оформлении представительских расходов необходимо учитывать принцип разумности учета таких затрат в целях расчета налога на прибыль.

К примеру, если деловые встречи проводятся поздно вечером в ресторанах, в чеки включено большое количество спиртных напитков, в отчете по представительским расходам обозначена общая формулировка целей и результатов встречи, у налоговиков могут возникнуть определенные подозрения.

Они будут касаться того, что за представительскими расходами компания пытается скрыть затраты на личный досуг руководителя, хотя вроде все формальности соблюдены: расходы оформлены документально, есть отчет о представительских расходах с указанием целей и результатов мероприятия, алкоголь можно учитывать в расходах.

Иногда споры возникают из-за проведения переговоров не на территории РФ, а на заграничных курортах. Формально место проведения мероприятия не ограничено территорией России, наоборот, в налоговом законодательстве сказано — «независимо от места проведения мероприятий». Однако риск того, что налоговики начнут детально разбираться в ситуации, все же есть.

В подобных случаях у налогоплательщиков могут возникать налоговые риски, поскольку с большой долей вероятности ИФНС признает указанные представительские расходы необоснованными. И в этой ситуации имеются риски не только по налогу на прибыль, но также по НДФЛ и страховым взносам.

Практика судебных разбирательств показывает, что иногда суды принимают сторону налогоплательщиков, однако не все хозяйствующие субъекты готовы отправляться в суд для разрешения конфликтной ситуации с налоговой инспекцией. Кроме того, некоторые компании и вовсе не учитывают сомнительные расходы в качестве представительских, хотя и могли это сделать, а потому фактически увеличивают базу для расчета налога на прибыль, повышают свою налоговую нагрузку и дарят деньги в бюджет.

Для уменьшения налоговых рисков необходимо делать следующее:

  • оформлять протоколы деловых встреч, в которых подробным образом расписывать все моменты по целям переговоров и достигнутым результатам;
  • формировать списки приглашенных лиц, а также наименования компаний, принимающих участие в официальном мероприятии;
  • проверять соответствие количества человек, указанных в договоре на организацию деловой встречи, фактическому числу участников мероприятия (этот момент особенно важен при ресторанном обслуживании, в котором указывается число обслуживаемых лиц);
  • контролировать оформляемые документы, чтобы в них не включалась информация о проведении развлекательных мероприятий, к примеру, избегать слов концерт, бассейн, артисты, баня, экскурсия и т.д.

Учёт представительских издержек

О представительских расходах как таковых мы говорим в рамках налогового учёта. В бухгалтерском такие издержки принимают за затраты по обычным видам деятельности бизнеса.

Когда мероприятие организуют ради увеличения прибыли, издержки проводят в учёте по дебету 44. Когда цели деловой встречи не связаны преимущественно с прибылью, затраты можно провести по счетам 20, 26.

Например, издержки оформляют так:

Д/т К/т Операция
44 (20, 26) 60 (76) Учёт издержек
19 60 (76) Выделение НДС по издержкам
68 19 Принятие НДС к вычету в рамках затрат, учтённых в прибыли
60 (76) 51 (71) Оплата услуг или продукции, приобретенных для официального мероприятия

НДФЛ и страховые взносы

Оплата расходов на участие в мероприятиях физических лиц, не связанных трудовыми отношениями с организацией, производится в интересах учреждения, направляющего их на подобные мероприятия. Они носят компенсационный характер. Но так или иначе встает вопрос об обложении данных выплат НДФЛ и страховыми взносами, поскольку названные расходы в некоторой степени носят и персональный характер.

В рассмотренных нами примерах на выездное мероприятие направлены именно такие участники. Они находятся в административном подчинении автономного учреждения. Лицо, их сопровождающее, связано с учреждением гражданско-правовым договором. Поэтому потребуются несколько иные пояснения.

Если бы шла речь о командировочных расходах в чистом виде, то они при соответствующем документальном подтверждении однозначно не облагались бы НДФЛ и страховыми взносами (п. 3 ст. 217 НК РФ, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ).

Порядок № 82н вступает в силу 1 января 2023 года и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).

Читайте также:  Форма П-2: структура и инструкция по заполнению

В связи с этим положениями нового порядка целесообразно руководствоваться при составлении бюджетной сметы казенных учреждений здравоохранения, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения здравоохранения на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Ускоренная «донастройка» производства

Несмотря на то, что комитет Госдумы по промышленности и торговле поддержал проект бюджета на 2023-2025 гг., в своем заключении к проекту он рекомендовал для более оперативного и эффективного восстановления и роста отечественной экономики в современных геополитических условиях ориентироваться также на ускоренную «донастройку» процессов импортозамещения во всех сферах экономики. В первую очередь, это предложение касается стратегических отраслей промышленности, а также укрепления товарно-логистических цепочек как на внутреннем рынке, так и на внешнеэкономических направлениях взаимодействия с государствами-партнерами по БРИКС и др.

В тоже время профильный комитет подчеркнул необходимость предусмотреть расходы по выполнению как социальных обязательств перед россиянами, так и по мероприятиям обеспечения технологического суверенитета и расширения инфраструктуры страны, обеспечения безопасности России и боеготовности Вооруженных сил РФ в рамках новых границ. Речь о том, чтобы заложить их в цикле мероприятий по интеграции Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей, включая синхронизацию промышленно-торгового законодательства.

Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль

Какие код доходов и КОСГУ применять при перечислении НДС? Если 180 и 189, то каким образом в форме 0503737 будут отражены операции по уменьшению кода 180, если доходы будут поступать на коды 130, 440, 150?

Согласно пункту 9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 13.05.2019 № 69н (на дату подготовки публикации находится на регистрации в Минюсте РФ) далее – Порядок № 209н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н в редакции от 06.03.2019 № 36н, далее – Порядок № 132н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы».

Согласно пункту 131 Инструкции № 174н: «начисленные суммы НДС отражаются по кредиту счета 0 303 04 731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»,

Бухгалтерские записи по отражению в учете начисления и уплаты НДС автономными и бюджетными учреждениями согласно Порядку № 209н, Порядку № 132н (в ред. 36н) и Инструкции № 174н приведены в таблице.

Операция

Дебет

Кредит

Доходы от операционной аренды*

Признаны доходы от аренды

120** 2 401 40 121

120 2 401 10 121

Начислен НДС

120 2 401 10 121

180 2 303 04 731

Доходы от оказания услуг

Оказаны услуги

130 2 205 31 564

130 2 401 10 131

Начислен НДС

130 2 401 10 131

180 2 303 04 731

Доходы от реализации товаров

Начислены доходы от реализации товаров

440 2 205 31 560

440 2 401 10 131

Реализованы товары

440 2 401 10 131

000 2 105 38 446

В случае ведения учета товаров по цене с наценкой (Красное сторно)

440 2 401 10 131

000 2 105 39 346

Начислен НДС с доходов от реализации товаров***

440 2 401 10 131

180 2 303 04 731

Уплата НДС

Уплачен НДС

180 2 303 04 731

000 2 201.11 610

Уменьшение счета 2 17

(АГПД 180, КОСГУ 189)

Эксперт: По Какому Косгу Оплатить Изготовление Рекламной Полиграфической Продукции В 2022г

Пример. Бюджетное учреждение использует бланочную продукцию (бланки, карты, журналы). Организация заключила с типографией договор на изготовление бланочной продукции на сумму 70 000 руб. Расчеты осуществляются посредством перечисления аванса в размере 30% от суммы договора. Кроме того, организация приобрела поздравительные открытки в отделении Роспечати по безналичному расчету на сумму 3000 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Объясняется это так. По подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» отражаются расходы за пользование платной автомобильной дорогой. Об этом прямо сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н. Перечни расходов, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) КОСГУ, являются открытыми (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г.

Читайте также:  Какие льготы полагаются матерям-одиночкам в 2023 году

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Как вести бухгалтерский учет сувенирной продукции

В зависимости от целей приобретения (изготовления) сувенирной продукции она может учитываться на следующих счетах:

  • 0 105 08 000 «Товары» — если сувениры приобретены у сторонних лиц и предназначены для продажи;
  • 0 105 07 000 «Готовая продукция» — если сувениры изготовлены собственными силами учреждения и предназначены для реализации;
  • забалансовый счет 07 — если сувениры приобретены в целях награждения (дарения). Причем с 2019 года и такие сувениры, скорее всего, надо будет учитывать на балансе в составе материальных запасов.

Источниками поступления материалов согласно стандарту являются:

  • приобретение;
  • получение от иных организаций;
  • создание для использования в собственной деятельности;
  • изготовление для отчуждения (реализации).

Единицу учета МПЗ учреждение выбирает самостоятельно. Это могут быть (п. 8 ФСБУ «Запасы»):

  • номенклатурные (реестровые) единицы;
  • партии, однородные (реестровые) группы запасов. В этом случае должен обеспечиваться аналитический учет запасов, порядок ведения которого прописывается в учетной политике.

Если к учету принимаются запасы, которые могут быть использованы более 12 месяцев, учреждение (специальная комиссия) должно определить срок их полезного использования.

Материалы приходуются учреждениями на основании первичных документов по первоначальной стоимости (до вступления в силу нового ФСБУ оценку предписывалось производить по фактической стоимости). Порядок расчета первоначальной стоимости зависит от способа поступления активов и подробно описан в пп. 19-26 ФСБУ «Запасы».

Также учреждениям предписано производить последующую переоценку запасов с созданием резерва. Правила прописаны в пп. 29-33 ФСБУ «Запасы». В некоторых случаях возможно делать реклассификацию запасов, т. е. их перенос в другую группу запасов или даже в иную категорию активов (например, в ОС). Порядок и условия закреплены в п. 27 ФСБУ.

Социальный фонд России

ПФР и ФСС объединились и образовали новую структуру — Социальный фонд России (СФР). Вот что изменилось в работе страхователей после объединения фондов:

  • Применяется единая предельная база для исчисления страховых взносов. Её будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составляет 1 917 000 рублей.
  • Для всех плательщиков применяется единый тариф страховых взносов, который не делится по видам страхования. Новый тариф составляет 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранились.
  • За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев теперь нужно платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников.
  • Работники по ГПД теперь имеют право получать больничные и детские пособия. Но только в случае, если в 2022 году за работника заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ.
  • В связи с объединением фондов отчётность по персонифицированному учёту и взносам на травматизм тоже изменилась: теперь вместо отчётов 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3 нужно сдавать единую форму сведений — ЕФС-1.

Новый порядок лицензирования

С 2023 года вводится госпошлина за выдачу и продление лицензии по многим видам деятельности и по внесению изменений в реестр разрешений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Размер госпошлины за переоформление лицензии — 3 500 рублей.

Кроме того, с января 2023 года бизнес обязан подавать заявления для корректировки реестра разрешений по закону о лицензировании, если:

  • изменилось место нахождения юрлица из-за переименования географического объекта;
  • компания сменила название;
  • предприятие реорганизовали в форме преобразования, слияния или присоединения.

Методические рекомендации Минфина по применению нового порядка КОСГУ

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2020 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2020 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2020 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *