Штраф за несвоевременный ответ на требование ИФНС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременный ответ на требование ИФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

Оценка правомерности запроса.

Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.

Основание для направления требования.

В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:

  • вы не заплатили налоги/взносы;
  • вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
  • вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
  • налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
  • другое.

Штрафы за неисполнение требования по уплате налогов

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведёт к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры:

  • пени — это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Для организаций ставка равна одной трёхсотой ставки рефинансирования за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) и начиная с 31-го календарного дня такой просрочки, одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определённые сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; банк должен отвечать требованиям, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определённые сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счёт стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам

Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом. Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит. Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.

При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.

Структура стандартная:

  • Название и адрес налоговой
  • Сведения об организации
  • Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
  • Изложить причины
  • Перечень прилагаемых документов

Рассмотрение возражений.

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Рассмотрение материалов налоговой проверки

Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт

В случае явки лица

В случае неявки лица

Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия)

Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен

Налоговая система – основной источник дохода государства. В Российской федерации она трехуровневая, существуют федеральный, региональный и местный уровни.

На каждом из них есть своя система налогообложения.

При этом законы федерального уровня обязательны к исполнению для всех юридических и физических лиц. Региональные и местные законы действуют в пределах своей области.

Читайте также:  Все о медицинской справке по форме 086у

Налоговая система РФ выполняет такие функции:

  1. фискальная – собственно сбор платежей;
  2. регулирование – система оказывает значительное влияние на экономические показатели, вносит коррективы для достижения целей налоговой политики государства.
  3. контроль – ИФНС отслеживает деятельность субъектов налогообложения и выставляет требования при выявлении нарушений;
  4. распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые выплаты в соответствующие фонды;

Существует несколько систем налогообложения.

Акт камеральной налоговой проверки

По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Когда составлять ответ

Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки.

Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

  • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
  • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
  • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
  • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.

Разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Но для налогоплательщику не повредит, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой.

Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

Ответ на требование об уплате налога если налог оплачен

Вы уплатили налоги, но неожиданно получаете письмо из ИФНС о недоимке. Как поступить в такой ситуации? Какой написать ответ в налоговую инспекцию на требование об уплате налога, если налог оплачен? Читайте об этом в нашей статье.

В ходе плановой камеральной проверки налоговики могут выявить несоответствие с предоставленной отчетностью. Тогда налоговый инспектор направляет в адрес неплательщиков требования об уплате недостающей суммы.

Обнаруженные недоимки могут быть как действительными, так и мнимыми.

В любом случае оставить без внимания претензию фискального органа нельзя, нужно написать ответ на требование налоговой об уплате налога, даже если задолженности нет.

Причины ошибочных требований:

  • сбои в программе учета налогов ФНС;
  • переход плательщика в другую инспекцию не с начала года — возможно, налог оплачен по реквизитам старой ИФНС, а перед новой возник долг;
  • неточности в платежных документах, например, неверно забитый код бюджетной классификации (КБК);
  • ошибки работников налоговой службы, к примеру, отсутствие отметки о переходе с основной системы налогообложения на упрощенный режим ведет к требованию уплаты налога на прибыль.

Что делать, если вы не согласны с требованием ИФНС об уплате налоговых долгов

Как поступить налогоплательщику в случае получения им требования об уплате налога (при условии своевременной уплаты им налогов) для урегулирования спора?

Этот вопрос входит в топ-10, наиболее часто задаваемых налогоплательщиками. Ответ на него ФНС приводит на своем сайте в разделе «Часто задаваемые вопросы».

В соответствии ст. 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению по заявлению налогоплательщика совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, и по предоставлению налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Основанием для проведения сверки расчетов является письменное заявление, поступившее в ИФНС на бумажном носителе лично, по почте или в электронном виде по ТКС, либо уведомление с предложением о проведении сверки расчетов, направленное инспекцией ФНС России налогоплательщику.

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней.

При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.

Если сведения, отраженные в акте, совпадают с данными налогоплательщика, то составленный краткий акт подписывают представители налогоплательщика и налогового органа. Один экземпляр акта передается организации, другой остается в инспекции.

При выявлении разногласий инспекция оформляет полный акт сверки. В акте указывают долги по документам налогового органа, задолженность по документам налогоплательщика, сумму расхождения.

В случае допуска ошибки налоговым органом, исправление производится в течение 5 рабочих дней.

Установленная задолженность по обязательным платежам должна быть погашена налогоплательщиком.

Как правильно заполнить

О том, как правильно составлять образец акта выездной проверки, подробно описано в статье 100 Налогового кодекса. В законодательном акте указано, что бланк должен состоять из трех разделов:

  1. Вступительный или общий. Здесь подробно расписаны вводные данные о налогоплательщике.
  2. Основной или описательный. В этой части детально перечислены виды нарушений.
  3. Заключительный – рекомендательный. Сюда включены советы инспектора относительно того, как можно исправить имеющиеся нарушения. Также в разделе содержатся предписания ИФНС.

Чтобы правильно заполнить пример акта выездной проверки, потребуется указать:

  • наименование формы, дату оформления и порядковый номер;
  • имена всех инспекторов (необходимо написать полностью инициалы, должность, подразделение ИФНС);
  • наименование организации или инициалы налогоплательщика (указываются данные полностью и сокращенно);
  • адрес, по которому расположена компания, или проживает налогоплательщик;
  • порядковый номер и дату решения по выездным мероприятиям;
  • перечень проверяемых официальных бумаг;
  • период, за который осуществляется инспекция;
  • время начала и конца проверки;
  • список налоговых сборов, по которым происходит проверка;
  • сведения относительно используемых контрольных программ;
  • отметку об отсутствии нарушений или факты, подтверждающие их наличие;
  • итоговые отметки и предписания относительно того, как нужно устранить правонарушения, ссылки при наличии мер ответственности.

По закону бумаги о проверке должны быть составлены в строго установленные сроки: в течение двух месяцев в обычных случаях, и трех для КГН. Отметим, если налоговыми инспекторами по каким-то причинам были нарушены сроки, результаты проверки не отменяются. Налогоплательщик, в свою очередь, может подавать обжалование в обычном порядке. Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными в акте, он имеет право составить и подать возражение. Сделать это можно не позже 1 месяца с момента получения официальной бумаги.

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответст­венности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы. Иначе такое ходатайство останется без удовлетворения (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А38-2163-14/461-2004 от 19 октября 2004 г., постановление ФАС Московского округа по делу № КА-А40/9166-04 от 11 октября 2004 г.).

Например, если списание с расчетного счета индивидуального предпринимателя суммы, указанной в решении, приведет к невосполнимым финансовым убыткам, невыплате текущих налогов, невыплате заработной платы работникам, непогашению заемных средств, то есть шанс удовлетворения такого ходатайства (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-13984/06-50-Ф02-5746/06/С1 от 1 ноября 2006 г.).

Читайте также:  Договор дарения квартиры между близкими родственниками в 2023 году через МФЦ

Списание денежных средств с расчетного счета, а также обращение взыскания на имущество может затруднить исполнение судебного акта в будущем (в случае удовлетворения его требований), поскольку потребует соблюдения установленной законом процедуры возврата излишне взысканного итога, которая сложна и продолжительна во времени. Это в свою очередь приведет к задержке и приостановлению расчетов по гражданско-правовым договорам на поставку сырья, материалов и оборудования, а также задержке выплаты заработной платы. В данном случае ходатайство может быть удовлетворено (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1784/2006(21538-А27-34) от 19 апреля 2006 г.).

Из постановления ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1927/2006(21164-А27-29) от 4 апреля 2006 г. можно сделать вывод о том, что если предметом заявленных требований является признание незаконным и отмена решения налогового органа, то меры, гарантирующие возможность реализации судебного акта по существу рассматриваемого спора, должны быть направлены на недопущение взыскания денежных средств на основании оспариваемого решения, на уменьшение негативных последствий действия ненормативного акта. Тогда такое ходатайство об обеспечении также будет удовлетворено.

Как при подаче ходатайства об обеспечении в виде приостановления исполнения решения с арбитражный суд, так и в жалобе в вышестоящий налоговый орган в качестве подтверждения позиции предпринимателя советуем указывать судебную практику. Суд подобной практикой руководст­вуется, а «вышестоящие» налоговики, возможно, прислушаются к мнению судей и удовлетворят такие ходатайства.

Анализ ряда постановлений Федеральных арбитражных округов свидетельствует о том, что при вынесении решений о привлечении предпринимателей к ответственности налоговые инспекторы допускают некоторые нарушения. Они приводят к тому, что решения инспекторов признаются незаконными и освобождают предпринимателей от ответственности.

Одним из грубейших нарушений является отсутствие в решении ссылок на первичные документы налогоплательщика (постановление ФАС ­Московского округа по делу № КА-А41/10565-03 от 20 января 2004 г.).

Если в решении не указано, каким образом и какая норма законодательства о налогах и сборах нарушена в спорной ситуации, то такое решение также подлежит признанию незаконным (ФАС Московского округа по делу № КА-А40/2409-03 от 22 апреля 2003 г.).

Незаконным будет и решение инспекции, если в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие предоставление предпринимателю возможности дать письменное объяснение или возражение по акту проверки, притом, что предприниматель просил дать ему такую возможность. Материалы проверки должны быть рассмотрены в присутствии налого­плательщика, который должен быть извещен о дате и месте рассмотрения (см. постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-794/2004-43 от 23 ноября 2004 г.).

Если нарушена процедура (срок вынесения решения, отсутствие возможности налогоплательщику представить свои доводы) привлечения предпринимателя к ответственности, то такое решение незаконно (постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А56-43129/04 от 25 апреля 2005 г.)1 .

Отмена штрафа из-за невиновности — это не отмена всего долга по налогам. Недоимку и пени надо оспаривать отдельно, уже не ссылаясь на невиновность — или платить, если предприниматель с ней согласен. Но даже если отбить только штраф, итоговая сумма долга перед налоговой станет меньше, иногда существенно.

В Налоговом кодексе есть три обстоятельства, при которых налогоплательщик не виноват в нарушении закона. Но быть невиновным можно и по любой другой причине — ст. 111 НК РФ.

Это работает только для ИП. Организации по такому основанию не освобождают.

Бывают болезни и состояния, из-за которых человек не может нормально думать. Это ментальные расстройства, кома, высокая температура, очень сильные боли. Для подтверждения болезни нужна справка. Болезнь должна быть в отчётный период.

Физические недомогания не считаются. В таком случае дела по налогам можно перепоручить представителю. Но любую болезнь должны засчитать за смягчающее обстоятельство.

Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.

Вот когда о них можно заявить:

В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.

Инструкция: готовим возражение на акт налоговой проверки

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную. Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени. Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

Возражения на акт налоговой проверки (2)

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное — помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Сверим расчеты

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

Читайте также:  Определение размера крупной сделки в бюджетных учреждениях с 01.01.2019

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Многие руководители или предприниматели ассоциируют налоговый орган с крахом всего бизнеса, конечно, многие не согласны с уплатой налоговых долгов, которые возникли в связи с ошибками программного обеспечения ИФНС или же в связи тем, что ваш контрагент работает с фирмами-«однодневками», которые вы никак не можете проверить. В этом случае нужен взвешенный подход.

Существует несколько вариантов действий налогоплательщика:

1. Не погашать долги.

Конечно, у многих возникает первое желание не платить по тем долгам, с которыми налогоплательщик не согласен, например, если это не ваша задолженность, а, например, задолженность, числящаяся по субсидиарной ответственности. Или представим себе другую ситуацию, когда вы уплатили налог, но в программе это почему-то не отразилось, не платить же вам налог еще раз.

Какие негативные последствия могут возникнуть, если использовать данный метод?

Во-первых, налоговый орган может заблокировать счета в банке, что может негативно отразиться на деятельности всей организации.

Во-вторых, налоговый орган может списать с банковского счета задолженность в бесспорном порядке.

Третьим негативным последствием являются пени, которые будут начисляться на основании ст. 75 НК РФ до дня погашения недоимки.

2. Погасить долги и оспаривать их.

Данная стратегия основывается на ст. 45 НК РФ. При этом уплата налога может быть произведена не только самим налогоплательщиком, налог может быть перечислен в бюджет как со счета налогоплательщика, так и со счета третьего лица.

Плюсом данной стратегии является то, что пени в этом случае не начисляются.

Впоследствии налогоплательщик оспаривает доначисление налогов, например, решение ИФНС.

Если говорить о решениях в рамках камеральных и выездных проверок, то предусмотрено два вида обжалования:

  • досудебное обжалование;
  • судебное обжалование.

Существует несколько вариантов административного обжалования, которые имеют различные сроки обжалования результатов проверки. Напомним, что срок самой камеральной проверки составляет 3 месяца.

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Размер недоплаты Срок предъявления претензий
От 500 руб. 90 дней.
До 500 руб. 12 месяцев со дня просрочки.

Возражение на требование об уплате налога, образец

Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки. Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) — это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки: Если налогоплательщик не согласен с изложенными

Возражения на акт выездной налоговой проверки / Налоговые адвокаты

Итак, прошла выездная налоговая проверка. Инспекторы завершили её и выдали налогоплательщику справку. Справка означает, что проверка закончена, и больше никаких мероприятий не будет: ни допросов, ни запросов, ни изучения документов, ничего.

После выдачи справки инспекция в течение 2-х месяцев анализирует собранную информацию и к окончанию этого срока должна составить акт выездной налоговой проверки.

По итогам выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. В акте описываются все мероприятия налогового контроля, которые были проведены проверяющими и что в ходе данных мероприятий было установлено.

По итогам камеральной проверки акт составляется если только будут выявлены нарушения налогового законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *