Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. Ее руководитель – одновременно и главный госинспектор труда РФ, поэтому управление федеральной инспекцией труда также ложится на его плечи. Федеральная инспекция организует деятельность региональных госинспекций труда. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется также госинспекциями. Например, в Иркутской обл. госэкспертизу УТ выполняет областное Министерство труда и занятости.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

    1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

    2. расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

    3. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда.

    Государственные инспекторы труда имеют право:

      1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

      2. осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

      3. запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

      4. предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

      5. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

      6. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

      7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

      8. запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

      9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.

      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 9.

      Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

      Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

      Читайте также:  Может ли родитель-пенсионер подать на алименты на своих детей?

      Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.

      В нутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

      В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действует Государственная экспертиза условий труда в следующем составе:

      • Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

      • государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

      Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

      Структура государственных органов, занимающихся охраной труда

      На территории РФ действует следующая иерархия государственного управления охраной труда на российских предприятиях:

      Ступень иерархии госуправления Функции
      Федеральный уровень (общегосударственный уровень) Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
      Региональный уровень (уровень субъекта РФ) Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
      Муниципальный уровень (местный уровень) Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
      Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень) Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

      Каким образом осуществляется государственное управление охраной труда?

      Государственное управление охраной труда осуществляется в основном методом разработки и реализации действий и мер, обеспечивающих:

      • точное выполнение требований законодательства РФ;

      • высокий уровень мотивации работодателей повышать уровень ОТ на своих предприятиях, улучшать условия труда;

      • осознание трудящимися важности соблюдения требований ОТ, внимательного отношения к своему здоровью, сохранения трудоспособности, повышению качества жизни;

      • прозрачное и скоординированное функционирование организаций, которые занимаются разрешительной деятельностью, выполняют контрольные функции, координацию работы с компетентными в этой сфере федеральными органами;

      • усовершенствование системы общественного контроля выполнения требований трудоохранного законодательства;

      • поддержку и координирование работы системы обучения, переподготовки специалистов по ОТ, сотрудников управляющих и контролирующих организаций, трудящихся, которые нуждаются в соответствующих знаниях (например, по промсанитарии, опасным видам работ);

      • создание и усовершенствование законодательных и НПА;

      • усовершенствование систем: спецоценки УТ, лицензирования (например, работы со взрывчаткой, химикатами).

      Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

      В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

      • выявление фактического состояния условий труда;
      • выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
      • оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

      Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

      Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

      • получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
      • осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
      • поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
      • наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

      Эти лица обязаны:

      • выполнить работы в срок;
      • гарантировать конфиденциальность;
      • сделать обоснованные и объективные выводы;
      • составить заключение;
      • направить его заявителю и заинтересованным лицам;
      • обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
      • предъявлять удостоверение.

      В чем заключается государственное управление охраной труда

      Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой

      . Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:

      • утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
      • разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
      • формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
      • поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.

      Для чего нужно государственное управление охраной труда

      Целью принятия законодательных актов, касающихся обеспечения охраны труда работников предприятий, является соблюдение прав трудоустроенных лиц на выполнение трудовых обязанностей и защита интересов работодателей и подчиненных. Государственное управление охраной труда реализуется путем выполнения правительственными структурами следующих задач:

      • заимствование положительного опыта заграничных предприятий в сфере охраны труда;
      • обеспечение первоочередного значения сохранности здоровья трудящихся и сбережения их жизни;
      • утверждение порядка обеспечения сотрудников компаний приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, выдачи защитных и профилактических средств трудящимся, предоставления им медицинского обслуживания;
      • разработка, утверждение и публикация нормативных актов и целевых программ, целью которых является улучшение условий труда и оптимизацию деятельности по охране труда;
      • разработка порядка налогообложения, стимулирующего работодателей на обеспечение работникам максимально безопасных и комфортных условий осуществления трудовой деятельности;
      • осуществление проверок соблюдения законом, правил и предписаний, касающихся охраны труда;
      • систематизация сведений, относящихся к улучшению производственной среды и охраны труда;
      • проведение экспертной оценки рабочих мест;
      • анализ статистических данных по несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, выплаченным компенсационным суммам;
      • организация мероприятий по оценке рабочих мест;
      • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
      • обеспечение мер по профилактике несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций;
      • оказание финансовой поддержки мероприятий по охране труда;
      • выплата компенсаций и оказание поддержки сотрудникам и членам их семей, если здоровье работника пострадало из-за выполнения трудовых обязанностей;
      • проведение расследований и учет несчастных случаев на производстве.

      Комментарий к статье 216 ТК РФ

      1. Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и на уровне отдельной организации.

      В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

      Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

      2. Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

      Читайте также:  Когда и на сколько повысят пенсии военным пенсионерам в 2023 году

      В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

      3. Минтруд России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

      — порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

      — классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска; порядок оценки уровня профессионального риска;

      — положение о системе управления профессиональными рисками;

      — типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;

      — перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

      — перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

      — порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

      — перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация; правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда; порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также порядок приостановления или отзыва аккредитации;

      — рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

      — положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

      — правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

      — правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

      — типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

      — типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств;

      — нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

      — перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

      — правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

      — перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

      — размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;

      — критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

      — форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; формы справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выписки из акта освидетельствования гражданина с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда и др. (п. п. 5.2.14 — 5.2.28, 5.2.31 — 5.2.41 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).

      В связи с принятием Закона о специальной оценке условий труда Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, подлежит изменению в части уточнения полномочий Министерства и приведения их в соответствие с положениями указанного Закона и ТК. В частности, из компетенции Минтруда России потребуется исключить полномочия об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

      Обязанности представителей органов государственной охраны труда

      Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

      Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства. Причем для каждой из них существуют свои критерии оценки безопасности. Однако они не должны противоречить положениям Трудового Кодекса и Конституции РФ.

      Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

      Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

      Центр тяжести государственной системы управления охраной труда переносится на субъекты Федерации: они несут бремя ответственности за практическую реализацию государственной политики в области охраны труда.

      Осуществление организации охраны труда происходит путем объединения функций государства, работодателя и работников в сфере управления охраной труда. Важным элементом региональной системы управления охраной труда остаются органы местного самоуправления, обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территориях муниципальных образований в пределах своих полномочий, в том числе в принятии муниципальных правовых актов по вопросам охраны труда и целевых программ улучшения условий и охраны труда.

      Статья 216 ТК РФ — Государственное управление охраной труда

      Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ, а также другими органами власти, основной задачей которых является защита права на безопасные условия трудовой деятельности, предусмотренные законодательством.

      Статья 216. Государственное управление охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.

      Читайте также:  Что грозит злостному неплательщику алиментов?

      Предлагаем ознакомиться со статьей 216 ТК РФ Главы 35 «Государственное управление охраной труда». Информация актуальна на 2016 год.

      Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).

      Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

      Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда и курс повышения квалификации и получите официальный диплом или удостоверение.

      Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством. Его деятельность может осуществляться непосредственно либо через соответствующие институты власти. К региональным органам государственной власти относятся правительства и администрации краев, областей, других субъектов РФ. При каждом региональном органе функционирует Департамент по труду и занятости населения. Как правило, данная структурная единица подчинена одному из заместителей губернатора.

      Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

      Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.

      Особая роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда.

      Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

      Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

      Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

      Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324;

      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

      Государственный пожарный надзор;

      Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

      Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

      Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

      Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

      В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

      Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.

      Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

        1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

        2. расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

        3. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

        Понятие государственного управления охраной труда

        Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.

        Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:

        • формирование государственной политики в области трудовых отношений;
        • разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
        • содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
        • устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.

        Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.

        Ответы на распространенные вопросы про государственное управление охраной труда

        Вопрос №1: Согласовывают ли федеральные органы исполнительной власти свои действия в сфере трудовой охраны с другими уполномоченными органами власти?

        Ответ: Да, федеральные органы исполнительной власти согласовывают принятые ими решения с Министерством труда и социального развития РФ.

        Вопрос №2: В чем разница между государственными трудовыми инспекциями и муниципальными структурами по охране труда?

        Ответ: Государственные инспекции по труду — это территориальные представительства Роструда, посредством которых федеральная трудоохранная служба осуществляет администрирование и контроль. А муниципальные структуры необходимы для того, чтобы данный контролирующий орган мог осуществлять взаимодействие с частными работодателями регионов.

        В чем заключается государственное управление охраной труда

        Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой

        . Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:

        • утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
        • разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
        • формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
        • поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.

        Задачи исполнительных институтов

        Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам. Они осуществляют контрольно-надзорные функции, обеспечивая соблюдение нанимателями установленных требований по ОТ. Государственное управление в сфере охраны труда предполагает выявление случаев нарушения нормативных предписаний, причин их допущения. Уполномоченные институты обязаны пресекать неправомерные действия. Для этого они вправе применять профилактические, предупредительные, ограничительные меры воздействия, ориентированные на недопущение либо ликвидацию последствий несоблюдения положений законодательства и иных актов гражданами и юрлицами.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *